ТОП-10 ПОСТАПОКАЛИПТИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ УЖАСОВ

Author: Valery (Ricki) Sokolovskaya

Казалось бы, реальность сейчас такая, что никакого кино не надо, тем более страшного, достаточно новости почитать. Однако, именно в наших условиях посмотреть что-то жутенькое – хороший способ сохранить рассудок. Механизм тут такой, что вдоволь и всласть попугавшись, глядя на то, что разворачивается на экране, проще и легче будет перенести то, что мы видим вокруг себя. Так что, будучи поклонницей жанра ужасов, я не могла пройти мимо такой возможности, как написать свой топ фильмов ужасов. Но, возникла одна загвоздка…

Крайне трудно сравнивать фильмы, относящиеся к жанру постапокалипсиса и зомби-муви, красивейшие и атмосферные полотна типа «Голод» с хирургически точной эстетикой «Мучениц». Поэтому, я решила не облегчать себе задачу, а написать именно ТОП-10 постапокалиптических фильмов, исключив из них те, где собственно постапокалипсис не очень то и просматривается. Например, я обожаю «Судью Дредда» (ремейк 2012 года), но не могу отнести его именно к постапочнику – о том, что что-то там произошло во внешнем мире, сказано было в самом начале и вскользь. А дальше разворачивается интереснейший боевик, но это, равно как и «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015 года все же не ужасы.

Также я не хочу включать в список классику жанра (а постапочники на самом деле не новый стиль в кино) вроде растащенного на цитаты «Водного мира» 1995 года или советского фильма 1986 года «Письма мертвого человека», как и одну из старейших картин – черно-белую ленту 1959 (!!) года – «На берегу». Фильмы эти, а по второй картине в 2000 году сняли ремейк «На последнем берегу» по-своему прекрасны, хотя в наше время и могут показаться несколько устаревшими, я все же рекомендую их к просмотру, но не могу назвать ужасами. Хотя, тут как посмотреть… А что еще выбрать из предложенного списка – решать вам.

10. «Сквозь снег» 2013 года с трудно узнаваемой в одной из ролей Тильдой Суинтон – фильм не рекомендуется к просмотру людям с техническим складом ума, им будет трудно отрешиться от того, что в мире, где все рухнуло, таки смогли изобрести вечный двигатель. Или не вечный, но что-то, что позволяет нестись сквозь заледеневший мир последнему поезду. Впрочем, последний ли он – это еще один вопрос, однако пассажиров поезда больше интересует выживание внутри транспортного средства, так как классовое разделение никуда не делось, наоборот, заострившись до предела. Поезд сотрясают внутренние склоки, грызня всех со всеми и даже бунты.

9. «Колония» – 2013 год выпуска, и снова снег и холод сковал землю… Только на этот раз люди доигрались в богов, создав машины для управления погодой, а те возьми и немного сойди с ума… Или люди-создатели чего-то перемудрили и теперь жизнь (крайне суровая и управляемая жестокими законами) возможна только в середине анклавов-колоний. А когда одна из них перестает выходить на связь, нужны добровольцы, согласившиеся пойти сквозь холод, снег, лед и заносы, чтобы узнать, что же там случилось – и вы посмотрите, не пожалеете.

8. Камерный «Кловерфильд, 10» 2016 года – тут не будет атмосферных пейзажей и цитаделей, фильм снят буквально в одном подвале, зато вам гарантировано непонимание до последнего кадра – так это действительно постапочник, или маньяк-психопат не выпускает девушку из своего обустроенного подвала?  Скорее триллер, причем психологический, чем ужасы, но очень годное кино.

7. Немного похожий на предыдущий фильм «Разделитель», только снятый в 2011 году и в этой картине совершенно ясно, какая именно катастрофа произошла – Северная Корея таки предприняла ядерную бомбардировку США. И вот в подвале оказываются совершенно разные люди, некоторые из них были знакомы до описываемых событий, а кто-то впервые друг друга видит. И все бы ничего, но запасы провизии не вечные и извне ничего хорошего ждать не приходится – а что еще надо для нагнетания атмосферы?

6. «Зараженная» – вот уж, как говорится, на злобу дня кино 2015 года с совершенно не характерной для самого Арнольда Шварцнеггера ролью. Его герою приходится не потрясать мышцами, а думать как выжить в мире, где появилась эпидемия, превращающая людей в зомби и эту вот заразу возьми да и подхвати его родная дочь… При этом, общество все же пытается выжить и функционировать – для зараженных введены карантины (ничего не напоминает?), вот только оттуда обычно не возвращаются…

5. «Воины света» 2009 года – а кто сказал, что постапочник обязательно означает всеобщую разруху и запустение? Все может быть совсем иначе – скажем, вирус может превращать людей не в зомби, а – в кого? Допустим, что в вампиров? Вечная жизнь, новые возможности… И все это – на фоне катастрофически сокращающейся кормовой базы (то есть, живых людей). Помимо нестандартного сюжета картина запоминается и участием Сема Нила (надеюсь, не надо напоминать вам кто это?) и Уилема Дефо.

4. «Судный день» 2008 года – а кто сказал, что постапочник означает гибель или разрушение/опустение целого мира, а не отдельно взятой его части? И снова параллели с днем сегодняшним – в Шотландии случился массовый выползень финфолков (то ли колдуны, то ли призраки, обитающие в воде и затягивающие под воду людей) и правительство было вынуждено… А нет, простите, не та пьеса, но лучше бы финфолки, а тут снова вирус и правительство было вынуждено закрыть на карантин целые районы. Прошло 200 лет… а, простите, всего лишь 30 лет спустя после закрытия, и в карантинный район отправляется разведывательный отряд. Потому что вирус «Жнец» вернулся… По стилистике картина напоминает «Призраки Марса» (а кто сказал, что постапокалипсис может быть только на Земле?) 2001 года, в общем, оба фильма рекомендую.

3. «Пастырь» 2011 года – и снова  вампиры, и снова противостояние живых и не-мертвых, только все это на фоне рухнувшей цивилизации. Очень атмосферное кино, которое оценят не только любители постапочника, но и поклонники экшена, правда, сюжет несколько предсказуем, зато какие виды,  типажи и Пол Беттани в главной роли) Аж пересмотреть захотелось.

Ииии… на первых местах у меня фильмы, чья атмосфера, герои и сюжет показались наиболее реалистичными как с точки зрения развития событий, так и характеров героев.

На месте 2. – картина, которую переводят как «Судный день», хотя в оригинале она называется «The Day», то есть, «День», 2011 года. Что-то случилось с нашей планетой – на глобальную войну не похоже, нет разрушений, скорее какая-то экологическая катастрофа уничтожила флору и фауну. Впрочем, на предыстории не задерживаются ни создатели, ни герои. Мы видим мрачный, практически лишенный света мир – нет, действие не происходит в темноте, но игра со светом или светом передает общую безысходность и опустошение. По дорогам бродят группы выживших людей, конкурирующих не только за оставшиеся консервы и прочее съестное, но и так сказать, стратегиями выживания. Дело в том, что для части населения человек – уже далеко не друг и не товарищ, а… обед. Вкусный и обильный, а что из этого может получиться – смотрите сами.

В абсолютных фаворитах (у меня лично) 1. картина «Дорога» 2009 года – из образа рыцаря Виго Мортенсен смог перевоплотиться в бомжа, бредущего по бесконечной дороге вместе с сыном в поисках будущего, только неизвестно, каким оно будет. Героям приходится не просто выживать, но и решать не такие уж простые в опустошенном мире (где снова таки непонятно что произошло) проблемы типа нахождения обуви и пропитания. На счет последнего – немаловажно для них и самим не стать едой для тех, кто смог в том мире устроиться лучше и даже додумался до сохранения мяса (человеческого) про запас. Полнейшая безысходность, безнадежность и все оттенки серого и мрачного вокруг.

Финал лично мне показался несколько притянутым за уши и приторно-счастливо-голливудским,  но, возможно, у вас будет иное мнение.    

Iryna Kalenska

Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *