МАСКИ: ВНЕШНИЙ ОБРАЗ ИЛИ ИСТИННАЯ СУЩНОСТЬ?

Author: Вaronessainred

Всё, что мы есть для других- это маски.

Как карнавальные- чёрные, красные.
Чьи- то- как монстры ужасной раскраски
Или как в сказке волшебной- прекрасные.

Марина Тимакова

Baronessainred

Маски: внешний образ или истинная сущность?

Маски стали неизменным атрибутом не только маскарадных и карнавальных мероприятий, но и повседневных неформальных образов. Маски же для специализированных мероприятий практически не ограничены ни функциональностью, ни материалами, ни размерами. Некоторые формы современных готических масок эволюционировали из традиционных венецианских, некоторые стали продолжением средневекового «чумного доктора», также большое влияние оказали мексиканские мотивы.

Среди мировых производителей уникальных авторских масок лидирует, без сомнения, Венеция. Огромное разнообразие форм, расцветок, структур и материалов позволяет выбрать в магазинчиках старого города маску на любой, даже самый требовательный вкус. Эволюция форм длилась веками, сейчас широко распространены формы Баута, Арлекин, Доктор Чума, Кошка, Вольто, Моретта, Коломбина.

«Новинкой» Венеции в ХХ веке стали кружевные маски из тонкого металла, которые особенно популярны для образов вампиров и персонажей литературных произведений. Из венецианских мастеров, работающих с этим типом масок, следует назвать семейную мастерскую Bertoldini Giuliana и Benetti Alessio, в которой производят не только уникальные маски из кружевных металлических элементов, но и фантастические аксессуары – головные уборы, украшения, пояса, сумочки, корсажи… Маски здесь создаться с использованием стразов, натуральных камней, перьев, костяных элементов, деталей из ткани. Для мастеров интересны все типы масок, но наибольшей популярностью пользуется полумаска «Коломбина».  Гармония этих материалов формирует не просто внешний образ, а, по-сути, иную личность, своеобразное альтер-эго реального человека. К сожалению, как и все хорошее и качественное, маски Bertoldini Giuliana и Benetti Alessio стали образцом для китайских подделок, которые, изготовленные из дешевых металлов, окисляются и оставляют на коже темные пятна. Поэтому авторские маски этой мастерской следует искать на их официальном сайте, или же в их магазинах, которых теперь немало в Италии, и других странах Европы.

Традиционные маски, выполненные в технике папье-маше, активно производятся не только в Венеции, но и во всем мире. Сложность техники и долгосрочность изготовления не делает их такими привлекательными для массового и дешевого производства, поэтому маски из папье-маше делают исключительно профессиональные мастера, которые заинтересованы в создании уникальных, единичных и дорогих произведений. Мастерские Европы довольно многочисленны, и в Украине немало мастеров, которые специализируются на масках из папье-маше, уделяя немалое внимание готической эстетике. В частности, хочется назвать художницу из Одессы Анну Кулагину, которая «заразилась» масками в Венеции. Она предпочитает форму «Вольто» – маску на все лицо, и придерживается ограниченного колорита – ее маски содержат не более 3 – 4 цветов. Готические мотивы диктуют остроконечные, резкие линии орнаментов, использование черных, красных, серебристых, бронзовых красителей. Вдохновение для нее приходит из готической архитектуры, витражей, старинных рыцарских доспехов. Профессиональное художественное образование помогает мастерски создавать уникальные образы, в которых гармонируют цвета, орнаменты и фактуры материалов. Мастерица из Днепропетровска Марианна работает со всеми типами форм и во всех стилях оформления масок, значительное внимание уделяет маскам в готическом и стимпанк стиле. Эти стили доминируют в полумасках «Коломбина», для оформления которых Марианна использует не только краски, но и декупажные карты, ткань, кружева, детали из пластика и металла. Вдохновение она черпает в модных шоу и кинофильмах, персонажей которых воплощает в своих масках. София Черкасова из Киева изготавливает маски разных форм и стилей, но готический преобладает. Она использует не только традиционные венецианские и европейские формы, но также мексиканские и китайские. Техника папье-маше дополняется деталями, сшитыми из ткани. Для декора мастерица применяет кружева, тканевые и бумажные драпировки, парафиновые свечи, ракушки, стразы, украшения из бисера, цепочки, перья… Вдохновением для нее служат литературные произведения, кинофильмы, фотографии. Еще одна киевская мастерица – Ксения Шостак – использует пластиковые основы типа «Коломбина» для изготовления масок. Они довольно практичные – прочные, гибкие, легкие; но не желательны для длительного ношения: пластик может вызвать раздражение. Изящные полумаски Ксении не ограничены лишь формой лица: она добавляет к ним рога, ушки. Оформлены ее маски тканью, кружевами, паетками, украшениями, лентами. Источниками вдохновения для нее стали модные показы, фотографии и кино.

Кроме венецианских и европейских шаблонов все большую популярность приобретают мексиканские формы. В мексиканской культуре они тесно связаны с культом смерти, поэтому имеют структуру черепа человека либо животного. Но смерть воспринимается не как конец существования, а как переход из одного состояния в другое, поэтому украшены с необыкновенной роскошью: бусины, ткани, стразы, перья… Своеобразный «свадебный» наряд: умерший обручается со своим новым миром. В Мексике такие маски изготавливались из глины, но современные маски делают также из папье-маше или из пластика. Основной колорит чаще всего черно-белый. Особенностью декора готических мексиканских масок являются масштабные, яркие декоративные элементы декора: огромные цветы всех цветов радуги, драпировки, композиции из бантов. Контраст между строгой ч/б раскраской и фантастическим ярким декором наглядно демонстрирует несоответствие между благами этого мира и иного: любые внешние богатства останутся здесь, в материальном мире, тело же превратится в высохший скелет. Часто для готических мероприятий и фотосессий используется просто фейс-арт в стиле мексиканской маски.

В готической культуре маски прочно укоренились в качестве неизменных дополнений образов для фотосессий, тематических мероприятий, концертных костюмов. Уникальная, единичная авторская маска является не просто внешним атрибутом, а становится выражением внутреннего мира, демонстрирует сущность эмоций, скрытых под человеческой личиной.     

Iryna Kalenska

Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *