THE HOUSE OF USHER: Взгляд на gothic rock изнутри

THE HOUSE OF USHER:Взгляд на gothic rock изнутри

История германской готик-роковой группы The House Of Usher началась еще шестнадцать лет назад. На сегодняшний день дискография группы насчитывает 18 релизов, среди которых сплит-синглы с Fallen Apart и Ikon, альбомы THOU выходили на таких известнейших готик-лэйблах как Celtic Circle Productions, Nightbreed Recordings и Equinoxe Records. На данный момент группа является одним из флагманов хитового германского готик-рока старой школы, недаром в 2002 году после релиза альбома «Inferno» The House Of Usher были названы прессой «последней немецкой готик-рок группой». Сами понимаете, Jörg Kleudgen, основатель The House Of Usher и известного журнала Gothic, более чем компетентно может рассказать о происходящем на готик-рок сцене. Данное интервью – своего рода взгляд на готик-рок изнутри, взгляд глазами его полноценной составляющей и движущей силы.

Вы – одна из старейших готик-рок групп Германии, в какой-то мере повлиявшая на всю немецкую темную сцену. Не могли бы вы в нескольких словах рассказать нам про готическую сцену вцелом и подробней остановиться на готической сцене Германии?
Jörg: История готик-рока началась в начале восьмидесятых и закончилась бы через десять лет, если бы не… но об этом чуть позже. Все началось, когда из Punk появился Post-Punk, а уже из него в свою очередь – New Wave. Британская музыка доминировала в чартах, и такие группы как Ultravox, A Flock Of Seagulls или Duran Duran были на волне популярности. Готика еще не была определена как термин, и многие группы пытались найти свой стиль и звучание, используя новые технологии, которые открыли для них новые возможности. В то время в Германии было лишь несколько готических групп, например X-Mal Deutschland.
В середине восьмидесятых для готик-рок наступил, пожалуй, наиболее интересный период, ознаменованный релизом The Sisters of Mercy “First & Last & Always”, и группами как Comsat Angels, March Violets, Red Lorry Yellow Lorry, The Rose Of Avalanche. Вообще, было очень много групп, в то время сделавших свои лучшие альбомы. В тоже самое время существовала и новая волна электронных групп, большинство из которых были из Бельгии: The Neon Judgement, Front 242, A Split Second, Vomito Negro… Они были частью Wave-движения, а не чем-то обособленным, какими мы их видим сейчас.
К концу восьмидесятых люди были очень утомлены Wave-музыкой, и это могло стать ее концом, если бы не появился новый немецкий журнал, названный Zillo. Это был первый журнал, работавший только с gothic. Немецкие группы в тот момент практический никто не знал за пределами страны. Многие из них использовали лирику на немецком, в частности Das Ich и Goethes Erben. В то же время появилось второе поколение готик-рок групп, в этот раз немецких. Первые, кого стоит упомянуть это Love Like Blood. Они были ОЧЕНЬ популярны в то время. Как раз в то время я основал свой собственный журнал, называвшийся очень просто – “Gothic” (он и до сих пор существует) и свою группу The House Of Usher. Мы выпустили наш первый сингл “Relic” в 1993 году в виде семидюймого винила и чуть позже наш первый MCD “Black Sunday”, который сейчас абсолютный раритет. Тот факт, что лейблы стали печатать CD вместо виниловых пластинок, сделал выпуск альбома гораздо дешевле. И даже небольшие группы теперь могли издать свой материал. Так что в те годы мы увидели очень много нового.
С середины девяностых вслед за Zillo появились и другие журналы, такие как Sonic Seducer и Orkus. Началось упорное соперничество, приведшее к коммерциализации жанра в целом. Если вы хотели представить свою продукцию в прессе, то должны были заплатить за это. Для меня это извращение изначально независимой идеи Gothic.
Последнее поколение фэнов охотнее росло под такие группы как Covenant, Deine Lakaien и Umbra Et Imago, нежели под The Sisters Of Mercy или Bauhaus. Появились новые стили: Medieval Rock and Futurepop. Они были очень хорошо представлены в СМИ. Что они сделали с Gothic? Лучше не спрашивайте меня.
С течением времени готический саунд становился все более электронным. Как ты думаешь, в чем же причины? Причина не только в усовершенствовании оборудования, не так ли? Некоторые группы cмогли продемонстрировать современную смесь готик-рока и электроники, как Dream Disciples. Возможно ли возвращение к живому звучанию? Станет ли готик-рок еще более электронным или он уже достиг своей точки?
Jörg: На протяжении многих лет публика ожидала, что Gothic также станет определенным музыкальным стандартом. Никому сейчас не интересны “The Reptile House E.P.” The Sisters Of Mercy или “Closer” Joy Division, потому что они очень странно для нашего избалованного уха. Вам едва ли удастся привести публику в восторг, используя аналоговый восьмидорожечный пульт звукозаписи и оборудование, которое использовали готические группы первой волны. Готика вынуждена развиваться, чтобы выжить. Но что значит развитие? Значит ли это, что мы должны звучать как Madonna или Robbie Williams? Должны ли мы отступить от наших идеалов и от того звучания, что сделало готик-рок таким уникальным и атмосферным? Нет, мы не должны!
Даже если добавить немного электроники, музыка не станет от этого менее готической. Вы упоминали Dream Disciples, которые просто великолепная, но недооцененная группа. В свои последние годы они использовали много электроники, но для меня они все равно были отличной готик-рок группой. То, что они не достигли больших вершин, может быть просто результатом плохого менеджмента.
Будущее готик-рока? Сложно сказать! Должна быть группа с глубоким корнями в темной сцене, у которой хватит мужества сделать что-то совершенно новое.

Можешь ли ты сказать, что немецкая готик-рок сцена дала мировой сцене? И уместно ли здесь говорить о немецком готик-роке?
Jörg: У немецкой готик-рок сцены лучшая инфраструктура во всем мире. У нас большое количество журналов, сайтов, вечеринок и т.д. И, в то же самое время, это самая коммерческая сцена. WAVE GOTIK TREFFEN в Лейпциге – самый крупный готический фестиваль в мире. Это то, что можно записать на наш счет.
Немецкие готик-рок группы? У нас БЫЛО много групп, хотя некоторые из них все еще существуют: Love Like Blood, Cancer Barrack, Pink Turns Blue, Walls Have Ears, The Merry Thoughts, Garden Of Delight, Still Patient?, Arts & Decay, Madre del Vizio… они наиболее достойны упоминания. Да, все они играют готик-рок по-своему, но именно поэтому они выделяются из всех.
Пожалуйста, назови имена, наиболее значимые в истории готик-рока. И прокомментируй, что эти группы дали жанру
Jörg: Joy Division подготовили землю для семени Gothic. 
Bauhaus дали нам такие лейтмотивы, как вампиры, бессмертие и показали как должен выглядеть гот мужского пола. 
Siouxsie & The Banshees показали нам как должен выглядеть гот женского пола. 
The Sisters Of Mercy – идеальный готик-рок саунд! 
The Mission соединили готик-рок с позицией «власть цветам»*! 
Killing Joke написали БЕЗУПРЕЧНУЮ готик-рок песню “Love Like Blood”. 
Fields Of The Nephilim дали готик-року новый, мистический фон, потрясающие образы и оказали большое влияние на моду.
Какие современные готик-рок группы привлекают твое внимание?
Jörg: А они есть? Я имею в виду, люди действительно интересуются готик-рок группами? Сейчас уже пошло третье поколение готик-рок групп – The Descendents Of Cain, Ordeal By Fire, Reptyle, Voices Of Masada – но пресса упорно их игнорирует. И есть много новых групп, которые называют свою музыку готик-роком, но их музыка не более чем обычный хард-рок или метал с налетом мрачности. Я бы хотел, чтобы готик-рок стал более готическим, как и раньше, нежели более роковым или электронным. Сегодня трудно найти группу, которая была бы способна создать туже атмосферу, как ранние The Mission или Fields Of The Nephilim. Мне кажется, что этот дух был утерян со временем, также как и смелость пойти новым путем и использовать новое звучание.
Готик-рок не очень популярен в странах бывшего СССР… Отчасти, причина тому – дефицит подобной музыки. Например, такие группы как The Sisters Of Mercy и Fields Of The Nephilim сложно было найти даже на пиратских дисках. Со временем Love Metal стал более популярным, чем Gothic Rock. Что ты думаешь о таком жанре как love metal?
Jörg: Это выражение не широко используется в Германии, но я могу представить о чем идет речь. Я не против, если люди слушают такую музыку, потому что каждый из нас слушает то, что соответствует его настроению. По большому счету, это причина потребности в той музыке, которую вы описываете. Я слушаю ту музыку, которая у меня ассоциируется с определенными воспоминаниями, особенно из моего юношества.
На данный момент интерес к возрождению death rock / batcave очень высок, что в какой-то мере связано с возвращением gothic rock. С одной стороны современный death rock пропагандирует некоммерческие идеалы готик-сцены, с другой – есть огромное количество мировых коммерческих брендов, которые заинтересованы в этом стиле. Как ты считаешь, можно ли назвать death rock очередным путем коммерциализации готической сцены?
Jörg: Главная проблема batcave-групп в том, что у практически нет шансов развитие в новом направлении. Большинство batcave-записей имеют очень странное звучание. Если однажды вы захотите сделать этот стиль более популярным, вложить в него деньги, вы уже не сможете больше называть его Batcave. Если быть честным, то я думаю, что все группы, игравшие в ночных клубах Англии типа Batcave в начале восьмидесятых (такие как Specimen или Alien Sex Fiend) были более новаторскими, нежели многие из современных групп. Сегодня это больше мода (одежда также важна, как и исполняемая музыка!), чем музыкальный стиль.
А death-rock… Уже более чем 20 лет назад в США группа под названием Christian Death придумала этот стиль. И до сих пор многие из death rock групп звучат так, как если бы в их составе был Rozz Williams… хотя, может быть я и не справедлив!
Каким ты видишь будущее готик-рока, учитывая возвращение Fields Of The Nephilim и других легенд? Грядет ли воскрешение готик-рока?
Jörg: Определенно нет! Эти легенды слишком ориентированы на прошлое, большинство из них больше не являются «настоящими группами», а некоторые постоянно меняют свой состав. И ничто не поможет вернуть работу НАСТОЯЩЕЙ группы. Новые The Mission очень страдают от этой проблемы. И Fields Of The Nephilim тоже. Написанные песни и сама атмосфера нового альбома очень слабы. Все строится на эффектах, а не на музыке и звуке, а это уже не ново. Не могу сказать, что мне это нравится. Я жду, когда появиться группа, способная уловить дух восьмидесятых и трансформировать его в новый язык звука и формы. Вот чего я жду от будущего готик-рока, и вот что мы пытаемся добиться с THE HOUSE OF USHER.

* – «власть цветам» (кредо “людей-цветов”, считавших, что преобразить общество можно с помощью проповеди «всеобщей любви» и духовной чистоты, символом которой являются цветы, а не путём политической и экономической борьбы) прим. ред.
Благодарим за помощь в организации интервью Shadowplay. 
Featon
Статья размещена в Gothica#1 (выходившим под названием G.O.T.H.)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *