MUSLIMGAUZE – АНАЛОГОВЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЫ..

Author: Vitaly Stranger

Сложно писать о музыканте, о человеке, чьи идеи нашли своё воплощение и подтверждение после его смерти. Человек, возможно наиболее страстно из ныне живущих западных музыкантов желавший наступления хаоса в Соединенных Штатах, к сожалению несколько лет как мёртв. И пал он вовсе не смертью героев, а умер на больничной койке от обычной, но от этого не менее смертельной пневмонии.

Его звали Брин Джонс, но весь мир знал о нем как о Muslimgauze.

На его счету – более 90 релизов, абсолютно разных и в то же время очень похожих. Музыка Muslimgauze настолько же разная, насколько и однообразная – это всегда сложная многослойная перкуссия, задвинутые на второй план эмбиентные саундскейпы, характерные рисунки ударных и схемы наложения “добавочных” сэмплов, зачастую очень странных, но всегда звучащих к месту. Творчество Брина Джонса имеет прочную основу в индустриальной тусовке Англии начала 80-х, однако звук Muslimgauze и музыкальное восприятие самого Джонса существенно отличались от того, чем разродились гранды английской экспериментальной музыки.

Вся музыка Muslimgauze растет не из напыщенного пресыщения жизнью банального общества, ведущую в надуманный нигилизм или эзотерический эскапизм, а из простых идей, искренних и принятых за основу миропонимания. Muslimgauze – это священная война, воплощенная в звуке, против вмешательства Запада в арабскую, исламскую культуру. Это гнев простого палестинца, это ненависть исламского террориста, это злоба камикадзе, детонирующего заряд на себе посреди заполненного рынка в центре Иерусалима. И все это воплотил в жизнь человек, на первый взгляд не имевший никакого отношения к арабскому миру – обитатель Манчестера, ни разу не побывавший на ближнем востоке.

Брин Джонс, имея своё понимание технологии производства звука, никогда не пользовался компьютерами и цифровым синтезом – все, что мы слышим в на его записях представляет собой полностью аналоговую работу. Саунд, соединяющий жесткую перкуссию и этно-эмбиент, причудливо выстроенный в совершенно необычные структуры выделял Muslimgauze, делая стиль настолько характерным, узнаваемым и уникальным, что эпигоны в данном случае просто не имели бы пространства для работы. Однако всё, в том числе и саунд, и подход к сбору сэмплов – все упиралось в Идею, бывшую фундаментом здания Muslimgauze.

Первая запись Брина Джонса датируется 1982 годом. Piano Room лишь продемонстрировал первые проблески музыкального гения, наметив дальнейшие пути, по которым мог пойти музыкант: аналоговый нойз, musique concrete, эмбиент… Все это было на записи, в разных пропорциях. Достаточно было выбрать одно – и идти по проторенной дороге, до того пройденной десятками музыкантов. Однако Джонс избрал другой путь, свой собственный. Muslimgauze.

В 1983-м году появляется альбом Kabul – первый альбом Muslimgauze, представляющий собой именно Muslimgauze, и по идеям, и по звуку. Альбом был музыкальной реакцией на вторжение СССР в Афганистан. Однако музыкальные корни, задумка “машины пропаганды исламского террора” родилась несколько раньше, как возмущение и негодование фактом вторжения Израиля в Ливан. Вышедший в 1984 Buddhist on Fire окончательно утвердил форму и идею, и музыкальный коллектив Muslimgauze с того момента приобрел прочную славу на европейской экспериментальной сцене.

Музыкальная форма передачи пропаганды так же достаточно причудлива и необычна – и не является простой пропагандой, прямой подачей информации. В музыке Muslimgauze нет ни одного слова, призывающего к священной войне – там вообще нет слов. Единственный путь передачи информации – названия песен и откровенно провокационные обложки. Музыкант не навязывает своё восприятие мира через тексты, через стандартную форму, он лишь дает информацию к размышлению, приводящую к тем или иным выводам, не всегда совпадающим с точкой отсчета музыки, но всегда своим. Эта своеобразная искренность и ответственность перед слушателем послужила в своё время отпугивающим фактором для большинства английской публики, далеко не сразу воспринявшей спокойного, но упорного Манчестерского музыканта, прямолинейного, но никогда не оскорбляющего. Как гласит надпись на обложке Intifaxa, “… Эту музыку можно слушать, оставаясь нейтральным к её политическим корням, но я надеюсь, что после прослушивания этого диска человек заинтересуется, почему он так назван и попробует узнать больше. Все зависит от людей. Идите и ищите… “.

Творческий путь этого замечательного музыканта, искреннего и по-настоящему идейного человека оборвался 14 января 1998 года в больнице Манчестера от комплексной пневмонии..
В темноте..

by Jurgen Blank

“Muslimgauze – arabic ambient meets techno – industrial” (“Discover”, 2000)

Official page of Muslimgauze >> http://pretentious.net/Muslimgauze

Iryna Kalenska

Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *