DEPECHE MODE – СТРАННЫЕ РОМАНТИКИ

Author: Dmitry Bezruchko

“Vows are spoken
To be broken
Feelings are intense
Words are trivial
Pleasures remain
So does the pain
Words are meaningless
And forgettable
All I ever wanted
All I ever needed
Is here in my arms
Words are very unnecessary
They can only do harm…”
[Depeche Mode, “Enjoy The Silence”]

Безусловно, значение английской группы DEPECHE MODE в развитии электронной в целом и готической музыки в частности немалое. Вообще эта группа – достаточно неординарное явление в музыке. Пытаться повесить на нее ярлык какого-либо музыкального стиля – бесполезное занятие. На пути своего развития, эта группа прошла много трансформаций, оставаясь верной лишь своему основному принципу, который лучше всего характеризуется словом STRANGE. Это слово прошло через всю историю группы, и это вполне отображает сущность их музыки, видео, текстов, хотя и не всех.

История DM началась в начале 80-х в провинциальном городке Бэзилдоне в Эссексе, Англия, где будущие участники группы – Винс Кларк ( синтезатор ), Мартин Гор(гитара) и Энди Флетчер(бас) играли в группе COMPOSITION OF SOUND. Потом они пригласили вокалиста – Дейва Гэана, который в то время увлекался панком и изучал теорию моды, в результате чего и предложил изменить название группы на DEPECHE MODE(фр. Быстро Меняющаяся Мода). Т.к. по стране котился электронный бум, гитары было решено отложить до лучших времен. Написанием композиций в то время занимался Винс Кларк, и ничего пока не предвещало того, во что эта группа в дальнейшем превратится. Был подписан контракт с лейблом MUTE, который впоследствии стал самым известным Британским лейблом ориентирующимся на электронную и экспериментальную музыку.

Итак, первым выпущенным альбомом был “Speak&Spell” (1981). Как эксперимент, для начала, альбом в принципе неплохой, хорошо себя показал “технологичный” вокал Дейва. Все композиции были написаны Винсом Кларком, кроме трех – Big Muff, Ice Machine, Tora!Tora!Tora! – они были написаны Мартином Гором и отличались от других заметной меланхоличностью.

…I had a nightmare only yesterday, you played a skeleton, you took my love and died that day, I played an American…(“Tora!Tora!Tora!”(1981))

После выхода этого альбома Винсент Кларк решил покинуть группу, причина нам не известна. Впрочем мое мнение заключается в том, что это событие имело лишь позитивный характер, и если бы этого не произошло, группа бы пошла совсем по иному пути, и возможно мы бы сейчас не упоминали ее на Украинском Готическом Портале. Это событие дало свободу творческих действий меланхолику Гору, а также стало причиной появления в группе нового аранжировщика – Алана Уайлдера, который также внес огромнейший вклад в дальнейшее развитие группы и электронной музыки в целом. И следующий альбом “A Broken Frame”, который появился в 1982 году, показал значительные изменения в настроении и тематике композиций, хотя все еще был достаточно незрелым.

…Without reading the text, know what comes next, seen it before, and it’s painful…(“The Sun and the Rainfall”(1982))

Третий альбом “Construction Time Again” записанный в 1983 году на студии “Hansa” в Берлине воплотил в жизнь довольно смелые эксперименты Алана Уайлдера, электроника в этом альбоме приобрела технологично-индустриальный оттенок, хотя это был лишь оттенок, ну и с современным стилем industrial сравнивать не стоит, хотя что-то в этом есть…

…When time has come, my days are numbered, the sun, the solitude, the cemetry…(“Two Minute Warning”(1983))Четвертый альбом “Some Great Reward”(1984), записанный там же, был ознаменован отходом от электронных экспериментов, но углублением в темную романтику. Особенно надо отметить “Blasphemous Rumours” – зародыш готики у ДМ.

…I don’t want to start any blasphemous rumours, but I think that God’s got a sick sense of humour, and when I die, I expect to find him laughing…(“Blasphemous Rumours”(1984))

В 1986 году выходит альбом “Black Celebration” который явил собой первую серьезную метаморфозу группы – от бывалой в 1981-1982 и встречающейся в 1983-1984 легкости не осталось ничего – новый альбом был помрачнее и в то же время очень разный, хотя все же не легкий. Уже первая фраза композиции “Fly On The Windscreen” – “Death is everywhere, there are lambs for the slaughter, waiting to die” повергала некоторых любителей старого Депеша в глубокое недоумение “что же с ними произошло?” – а ничего, просто группа заметно повзрослела.

…I lay here helplessly, but what can you do, if she’s dressed in black again?…(“Dressed in Black”(1986))

В 1987 выходит альбом “Music for the Masses”, название которого звучит очень иронично, потому что музыка эта не была похожа на музыку для масс, разве что для масс с романтически-мрачным взглядом на жизнь. Кстати впервые появляются гитары и басс. Рецензии на этот альбом появлявшиеся в то время в масс-медиа все на один лад критиковали его за депрессивность, но с чего они взяли что это недостаток? Ну, это их проблемы, а мы пойдем дальше, и я должен упомянуть видео Депешей. С 1987 года оно стало также заметно более серьезным и более странным. Кстати, видео клипы 1987-88 годов были объединены именно этим названием “Strange”, все были черно-белыми и снимал их гениальный голландский клипмейкер Антон Корбийн, который будет сотрудничать с ДМ и дальше, аж до 1998 года.

…Although I may flirt with all kinds of dirt, to the point of disease, now I want release…(“To Have and to Hold”(1987))

А в 1988 году ДМ едет в тур по США, который проходит достаточно успешно, но ничего особенного здесь сказать не могу. В 1989 М. Гор выпускает свой альбом каверов на любимые композиции под названием “Counterfeit.E.P.”, а Алан Уайлдер начинает потихоньку работать над своим сольным проектом “Recoil”.

И тут мы подходим к самому интересному. В конце 1989 года ДМ выпускает первый сингл к новому альбому – “Personal Jesus” – преимущественно гитарная композиция, что еще раз доказала, что эксперименты лежат в самой природе этой группы. В 1990 году выходит этот гениальнейший альбом – Violator, который уже стал классикой темно-романтического электронного рока, особенно отмечу композицию “Enjoy the Silence” – которая считается чуть ли не самым гениальным творением Гора, философия текстов которого на сей раз уже затронула основную концепцию группы, тут же упомяну прекраснейшее видео на нее, в котором Дейв в образе короля ходит по местам, где совсем нет людей, чтобы найти полное одиночество и тишину.

…Words like violence, break the silence, come crashing in into my little world…(“Enjoy the Silence”(1990))

…I’m waiting for the night to fall, I know that it will save us all, when everything’s dark, keeps us from the stark reality…(“Waiting for the Night”(1990))

После огромного успеха этого альбома, группа разъезжается кто куда, но для дальнейшего нашего рассказа самое важное – это поездка Дейва в Лос-Анджелес, который потом станет его постоянным местом жительства. Там он познакомился с местным андерграундом, причем очень серьезно, что повлияло на дальнейшую его судьбу и судьбу группы просто роковым образом. Когда группа увидела его вновь, то они просто оторопели от его вида – перед ними стоял длинноволосый, весь покрытый татуировками рокер, и кроме того, как оказалось впоследствии, наркоман. Он заявляет Гору что его раздражает попсовость DEPECHE MODE и вынуждает его идти на уступки, в результате чего следующий альбом доказывает что такая комбинация слов как электронный рок все же имеет место быть.
На этом альбоме стоит остановится поконкретнее.

Итак, “Songs of Faith and Devotion”, 1993 года выпуска. За всю историю группа такой мрачности еще не достигала, кроме того, увеличились гитарные партии и появились живые ударные – на них играл Уайлдер. Альбом получился разнообразным и в то жк время сверхгениальным, хотя здесь-то мнения разошлись – не всем нравилось это
омрачнение. Должен заметить, что композиция In Your Room – самый настоящий дарквейв и я бы даже сказал, готика. А она не одна там такая. Честно говоря, слов для того чтобы охарактеризовать этот шедевр больше нет. Здесь надо слушать, позволить музыке проникнуть в разум, в подсознание, тогда можно понять то о чем я говорю.

Клипы получились также отличными, особенно Walking In My Shoes и In Your Room – классика странного видео, наблюдаются даже элементы мистики, но таким образом Корбийн отлично передал философию данных композиций.

…In your room, where souls disappear, only you exist here…(“In Your Room”(1993))

…I always loved the night, and now you offer me eternal darkness…(“One Caress”(1993))

Появляется новый специфический символ у группы – некое существо с головой сюрреалистичной птицы и человеческим телом, которое они называют “The Thing”, и не раскрывают значения этого образа, предлагая слушателям разобраться с этим самим, стимулируя в них понимание глубокой философии альбома. Вобщем опять-таки STRANGE…

После альбома группа начала мировое турне – “Devotional”, которое кардинально отличалось от всего что они играли вживую раньше. Мощная темная энергетика шла со сцены, она была во всем – в воистину громовом вокале Дейва, в игре живых инструментов, во всем. В этом туре Гэан отдавал максимум энергии, но наркотики делали свое дело – под конец он стал совершенно худым.

После тура у группы совершенно испортились отношения – Гэан уехал в Лос-Анджелес, а Уайлдер покинул группу насовсем, полностью отдавшись своему проекту “Recoil”.
Группа была на грани полного распада.

В Лос-Анджелесе 1995 год был Дейва настоящим кошмаром – он много раз пытался завязать с героином, но срывался, однажды дружки-наркоманы полностью ограбили его квартиру, Дейв пытался перерезать себе вены, но был реанимирован врачами. 28 мая 1996 года после овердозы спидболом(кокаин+героин) Гэан пережил клиническую смерть – он был мертв 2 минуты. После этого он становится пациентом клиники Exodus, где постепенно избавляется от зависимости.

Под конец 96 года состояние Дейва окончательно нормализуется, и Мартин запускает работу над новым альбомом. В качестве продюсера и нового аранжировщика выступает известный британский электронщик Тим Сименон. Альбом выходит в 97 году и называется “Ultra”. Уже не такой мрачный как предыдущий, но все же достаточно меланхолично-депрессивный. Без Алана Уайлдера изменился саунд – слегка смягчилась электроника, но не убавилось количество гитар. Выделяется из всего альбома “Barrel of a Gun” – более тяжелая и очень специфичная вещь. Клип на нее – отличное странное и мрачное видео – с группой все еще работает Корбийн. К этому альбому также сняты видео “Home”, “Useless”, “It’s No Good” – все они прекрасно вписываются в основную стилистику, кроме последнего – это очень ироничное пародийное видео.После выхода этого альбома группа совершает тур с материалами нового альбома, а также сборника “Singles 86>98”.

…A vicious appetite visits me each night, it won’t be satisfied, won’t be denied…(“Barrel of a Gun”(1996))

…Sister of night, when the hunger descends, and your body’s a fire, an inferno that never ends…(“Sister of Night”(1996))

В 1997 году выходит сингл “Only When I Loose Myself” – с довольно интересными мыслями, которые они попытались воплотить в видео, но так как здесь уже была работа не Антона Корбийна, похоже, что в полной мере это не вышло.

И наконец в 2001 году выходит 10й полноценный альбом – “Exciter”. В текстах отмечается значительное углубление в человеческое сознание, различные психические его состояния. Стилистика очень разнообразна, ярлыки повесить просто нереально. Особенно выделяются смелым решениями “Dead of Night” и “Comatose”. Ну и конечно имел место тур.

…Don’t be afraid, I’m floating away…(“Comatose”(2000))

…It’s a sad disease creeping through my mind, causing disabilities of the strangest kind…(“The Sweetest Condition”(2000))

Надеюсь что это еще не конец и без того очень непростой истории этой необычной меланхоличной группы, без которой музыка dark romantic просто была бы немыслима, и без философии которой мы бы очень много потеряли.

by Dmitriy “StalkerVA” Bezruchko

Official page of Depeche Mode  >>  http://www.depechemode.com

Iryna Kalenska

Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *