КОРОБКА В ФОРМЕ СЕРДЦА. ДЖО ХИЛЛ

Author: Viola Noir

В рецензии на другой роман Джо Хилла  я обещала вам готичных девушек, уставших рок-звезд и хорошую музыку – я выполняю это обещание. Кроме хороших генов, у Джо Хилла оказывается вполне неплохой музыкальный вкус и недюжинные познания в субкультурном мире. Почему это важно в данной рецензии – вы сейчас поймете.

«Коробка» начинается с описания коллекции рок-музыканта Джуда Койна. Коллекция эта напоминает музей Рипли с поправкой на оккультизм, мистику и прочий треш. Этим «трешем» Джуд пытается заполнить огромную пропасть в душе, которая образовалась за 54 года его жизни. Некоторые эту пропасть называют одиночеством, некоторые – усталостью, еще кто-то – разочарованием в жизни. Для главного героя книги – это все вместе. Дошло до того, что Джуд начал коллекционировать не только всякое мистическое барахло, но и людей.  В книге нет прямого описания музыки Джуда, но позволю себе предположить, что вся тоска главного героя изливалась в его песни – сырые, нарочито «грязные» риффы, ярко выраженный бас с характерным низким строем, глубокий бархатный вокал, тексты с одной стороны депрессивные, но с другой – не лишенные черного юмора. Какую аудиторию привлечет такой саунд? Правильно – представителей готической субкультуры, по большей части.  У Джуда Койна, как у любой уважающей себя рок-звезды,  вереницы поклонниц и неудачный брак за плечами. В определенный момент, он своих подружек начинает именовать по названиям штатов. Его нынешняя пассия – Джорджия – вдвое младше его, типичная «готелка» с черными волосами и «талантами» стриптизерши. До нее была – Флорида, анорексичного вида блондинка, с большим количеством пирсинга и татуировок. И Джорджия и Флорида – на самом деле не так просты, как кажутся на первых страницах романа, каждая из них имеет свое имя и свой «крест» который они несут по жизни и не только. Но об этом позже.  А пока вернемся к безрадостным серым будням рок-звезды, где самые живые и настоящие – это «хранители» Джуда – овчарки Агнус и Бон (в честь барабанщика Led Zeppelin и гитариста AC/DC).  И вот, однажды, со скуки Джуд заказывает на ebay настоящего призрака, который доставили ему в виде старомодного костюма упакованного в коробку в форме сердца.  Призраком оказывается отчим Флориды и тут начинает карнавал ужаса для Джуда и всех тех, кто ему дорог.

«Коробка в форме в сердца» – первый полнокровный роман Джо Хилла и неудивительно, что он был отмечен премией Брэма Стокера в 2007 году как «лучший дебют».  Очевидно, что, как и любой «первенец» у любого писателя – выстрадан и написан на пределе возможностей. Здесь всего много и все это весьма колоритно. Если персонажи – то брутальные бородатые рок-музыканты и девушки из Suicide Girls, если самоубийство – то вскрытие вен и полная ванна крови, если призрак – то умерший гипнотизер и менталист, если семейная драма – то с насилием и скелетами в шкафу. Я бы назвала этот роман очень тяжелым в каком-то смысле, если бы не его радужная концовка в лучших традициях голливудских хеппи-эндов. Я даже не знаю, зачем Джо Хилл так «слил» всю это атмосферу безысходности, которую так кропотливо строил на протяжении всего повествования. Нет, конечно, ванильная дева где-то внутри меня ликует что «закончилось все хорошо», но мне кажется, книга расценивалась бы критиками как полноценный хоррор если бы Джо закончил этот роман в духе произведений своего отца.

Но в целом, я бы все-таки назвала «Коробку в форме сердца» хорром с ярко выраженной детективной составляющей. Причем Джо Хилл здесь сумел выдержать интригу до конца, в отличие от тех же «Рогов». И так же как и в «Рогах» здесь не последнее место играют  любовные линии и здесь они зацепили меня больше, за счет того что персонажи описаны более досконально  и метаморфозы их на протяжении романа более явны. Холодная готичная стриптизёрша в духе Поппи Брайт, Джорджия превращается в ранимую и преданную Мэрибет. Психованная Флорида – в отважную, но, к сожалению, уязвимую Анну. Скучающий стареющий «рок-стар» Джудас Коин – в сентиментального и тонко чувствующего Джастина. В конце книги все они скидывают маски и предстают перед читателями такими как они есть. И две любовные линии здесь сливаются в одну со словами Мэрибет – «две девушки по цене одной». Интересный авторский прием, который напомнил мне чем-то рассказ Эдгара По «Лигейя».

Раз подняли вопрос ассоциативного ряда – то, наверное, все образы в «Коробке» для меня почти что осязаемы. Наверное, потому что данная атмосфера и данный антураж мне весьма близки. Образ Джудаса Коина для меня – это гремучая сместь Питера Стила, Никки Сикса, Мерлина Менсона и Трента Резнора. Мэрибет и Анна для меня – среднеарифметическое всех готик-моделей разом.  И для меня очевиден саундтрек этой книги – первые главы это как раз таки Менсон, Нирвана, Motley Crue, AC/DC, и прости хоспади The 69eyes. «Путешествие» Джуда и Мэрибет – это The Sisters of Mercy, Nine Inch Nails, Untotenи Fields Of The Nephilim. А концовка – это Joy Division и все лиричные баллады Type O Negative. Но опять же – это мое личное восприятие и мой личный чарт, уверена, что у других читателей он совершенно другой.

По слухам, права на экранизацию «Коробки в форме сердца» у Джо Хилла выкупили еще до выхода книги (то есть примерно в 2006-2007году), но проект лег на полку. Что для меня неудивительно, ибо уже в этот период актуальность субкультурных тем в культуре массовой начала снижаться, и снимать фильм с такими главными героями уже коммерчески не выгодно (да и никогда не было выгодно – вспомнить провалы той же «Королевы проклятых» и «Генетической оперы») . В этом смысле, экранизация «Рогов» с «простыми» персонажами в разы рентабельней.

Но вернемся к книге. О чем «Коробка в форме сердца»? О том, что если не бороться со своими демонами, то они обязательно уничтожат тебя и о том, что это борьбу начать никогда не поздно. И, наверное, о том, что никогда не поздно проявить сострадание.

Оценка: 9/10

Iryna Kalenska

Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *