СПИСОК ШИНДЛЕРА: «ТОТ, КТО СПАСАЕТ ОДНУ ЖИЗНЬ, СПАСАЕТ ЦЕЛЫЙ МИР»

Author: Iryna Kalenska

Год:  1993

Страна: США

Режиссер: Стивен Спилберг

В главных ролях: Лиам Нисон, Бен Кингсли, Рэйф Файнс

Сценарий:  Стивен Зеллиан, Томас Кенилли

Продюсер: Бранко Лустиг, Джералд Р. Молен, Стивен Спилберг, …

Оператор:  Януш Камински

Композитор:  Джон Уильямс

Художник:  Аллан Старски, Анна Б. Шеппард

Монтаж: Майкл Кан

Жанр:  драма, биография, история

Время: 195 мин. / 03:15

Оценка: 10/10

«Список Шиндлера» – историческая драма режиссёра Стивена Спилберга 1993 года о немецком бизнесмене, преуспевающем фабриканте, и члене НСДАП загадочном Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста. Основан на романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера».

Слоганом фильма была выбрана цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».

«Список Шиндлера» стал самым дорогостоящим черно-белым фильмом за всю историю. Прежний рекорд принадлежал другой военной драме — «Самый длинный день» 1962 года.

События фильма рассказывают о Польше 1939 года. По приказу нацистского командования все польские евреи должны были собраться в крупных польских городах для регистрации. Через некоторое время все евреи должны переселиться в гетто.Немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер прибывает в Краков, чтобы организовать фабрику по производству эмалированных изделий. Он легко сходится с высшими чинами немецкой армии и членами СС, он знает и умеет их развлекать и располагать к себе. Позже он будет также легко торговаться с ними за еврейские души, за те 1200 душ, которых он спасет от верной гибели в концлагере.

Философия Шиндлера поначалу заключалась в том, что именно война есть движущий элемент любого бизнеса, надёжно гарантирующий его процветание.Однако ликвидация гетто послужила отправной точкой к эволюции Шиндлера от авантюриста к гуманисту.

Лента Спилберга — о ценности каждой жизни, незаменимости отдельного человека, а тем более — целого народа, о неистребимом стремлении к выживанию в любых условиях и любой ценой, даже благодаря компромиссу со Злом, персонифицированным в облике, например, Амона Гёта, коменданта концлагеря.

Несмотря на скандальную репутацию фильма и жуткие сцены насилия, это настоящее произведение искусства! Почти 40% фильма было снято ручной кинокамерой.Спилберг невероятно точно и тонко подобрал актерский состав для этой картины. К примеру, Рэйф Файнс, игравший Амона Гёта, настолько был похож на реального коменданта концлагеря, что бывшая узница Освенцима Мила Пфеффербергне могла скрыть дрожи от волнения.

Один час жизни – это все еще жизнь

Одна из самых жутких сцен фильма – это сцена ликвидации краковского гетто. Она занимала в сценарии всего одну страницу. Спилберг расширил ее до 20 страниц и 20 минут экранного времени. А создавал он ее на основе свидетельств очевидцев тех событий.Когда смотришь эти сцены, понимаешь, что один час жизни – это все еще жизнь. Что может быть ценнее этого?

Стивен Спилберг отказался от гонорара за фильм. По его словам, это были бы «кровавые деньги». Вместо этого, на деньги, заработанные фильмом, он основал «Фонд Шоа» («Шоа» на иврите означает «Катастрофа»). Деятельность фонда Шоа состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе Холокоста.

Iryna Kalenska

Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *