Purple Fog Side: о музыке, прошлом и достойной смене ветеранам сцены
PFS радует слушателей своим творчеством уже более 15 лет, и будем надеяться, продолжит радовать еще очень долго. Расскажи секрет, как вам удается продержаться на плаву столь длительный период времени? На
пост-советской «темной сцене» количество проектов-долгожителей можно пересчитать по пальцам.
15 лет – это срок, конечно. Иногда мне страшно оглядываться назад, тем более сейчас речь идет о переиздании ранних работ, а они как никакие другие пронизаны дичайшей безысходностью. Мне очень страшно сейчас работать с этим материалом, поэтому релиз я затягиваю уже полгода. Мне повезло, потому что лет 12 назад я попал в “творческую струю” эскапически-деструктивной пост-индустриальной электро-сцены, исполнители
которой понимали, что музыке приходит тотальный конец, уже не будет вам чистых жанров, а за спиной – тонна отработанного, уставшего от времени чужого материала, вроде нью вейва или пост-панка. Поэтому вся наша музыка напоминала постмодерновый пир во время чумы. Это был наш общий порыв – слепить что-то из того что есть, синтезировать что-то новое на обломках старого. И вот, по прошествии этого времени, я могу констатировать, что мало что поменялось и в подходе, и в настроениях… Ну а “секрет долгожительства” банален – оставаться собой, давать себе отчет в содеянном, проживать каждый день как последний и быть по-хорошему одержимым тем, что ты делаешь.
За время своего существования PFS несколько раз меняли стиль и звучание, это связано с твоей любовью к экспериментам, или же иными факторами? Быть может, в разные периоды времени на творчество коллектива оказывали влияние твои собственные музыкальные вкусы? Что является для тебя главным источником вдохновения?
Проект-то постмодерновый. Cтилевые форматы, тренды, моды дарксцены начали только зарождаться в конце 90-х. Более-менее развилась пресса, и журналисты научились вешать ярлыки на эту новую музыку, для того, чтобы лейблы могли ее продавать. Это и хорошо и плохо. Мне сложно судить о нашем развитии – это должны делать люди со стороны. Но основной вектор идет на упрощение. Сейчас мы закономерно приходим к поп-музыке, но не потому что хотим лучше продаваться или быть более известными, а потому что это закономерный, конструктивный выход для любого творчества. За упрощением появляется мнимая поверхностность, поэтому тут крайне важно сохранить основной замысел и глубину. Это сложная задача. Вдохновляться тут, попросту, нечем, кроме самого себя. Тем более, что музыка сейчас встала на совсем другие маркетинговые рельсы, и пытаться попасть “в струю” неминуемо приведет к дабстепу или еще чему похуже. Поэтому все, что меня хоть как-то вдохновляет сейчас в музыке – это крайне редкие и непопулярные записи малоизвестных исполнителей. К примеру, мне очень нравится музыка “творческой эмиграции” – например, американский нью-вейв и синтипоп 90-х – в ней много общего с моими сегодняшними настроениями.
Были ли какие-то особо запомнившиеся выступления? Где, на твой взгляд, самая гостеприимная и отзывчивая публика? И кто он – среднестатистический слушатель PFS десять лет назад и сейчас? Есть ли какие-то различия?
Хороших выступлений была масса, плохие тоже были. Все это время я наблюдаю, как публика растёт, умнеет, становится разборчивее. Сейчас для проекта очередной переломный период, можно сказать, черная полоса. Но тут, я полагаю, что те, кто осилил большую часть нашего творчества, многое понимает и всегда готов к каким-то радикальным переменам. Поэтому у нас очень отзывчивая и адекватная публика. И она все таки не на концертах – а дома и на улице в плеерах.
Расскажи о планах на будущее. Насколько я знаю, сейчас вы заняты съемками нового клипа. Когда поклонники смогут его увидеть? И вопрос, которым вас наверняка уже замучали: когда ожидать выхода нового альбома и планируется ли тур в его поддержку?
Клип будет испытанием нашего нового концепта проекта. Пробный камень, который покажет, на том ли мы пути находимся, и тот ли мы имеем потенциал, чтобы справляться с творческой задачей. А задача эта – архисложная. Мне крайне тесно в рамках концепта, да и альбом получается слишком “вечным” и “глобальным”. Поэтому лучше не торопить события.
С каждым днем на пост-советской «темной сцене» появляется все больше различных коллективов, однако зачастую качество их музыки далеко от идеального, и вызывает справедливые нелицеприятные отзывы публики. Есть ли среди новичков какие-то группы или проекты, которые ты бы мог выделить? Есть ли, что называется, достойная смена ветеранам сцены? 😉
То что новые проекты появляются – это отлично! Это значит, что культура развивается, что людям есть что сказать, чем поделиться со слушателем. Количество хорошего творческого материала в любой творческой кухне константно. Поэтому раньше было 30 групп, хороших было 3. Сейчас групп – 300, хороших – 30. Уже неплохо! Достойная смена, несомненно, есть, но вот выдержат ли они испытание временем и публикой, вот это вопрос. Тем более что публика сейчас в целом злая, циничная, разборчивая, откормленная и воспитанная. Кого-то выделять из этой “сменной когорты” не хочу, пусть за них говорит их музыка.
Вышедший в 2012 году у PFS альбом «Project Rentgen» был представлен исключительно в качестве веб-релиза. Не планируется ли издание его на CD для поклонников-коллекционеров? И вообще, не планируется ли переиздание ранних альбомов? Насколько сейчас востребованы физические носители, учитывая, что большинство музыки, по-крайней мере на территории СНГ скачивается из интернета? Как вообще ты относишься к пиратству?
“Project Rentgen” не будет издан на CD. Он изначально задумывался как веб-релиз. Весь его интерактив и целевая аудитория была сетевой. Физические носители и их покупка – это статусность для любого активного слушателя, и голосование рублем за исполнителя. В России все плачевно, но благодаря пиратству многие очень сильно продвинулись во вкусах. Но все равно ситуация крайне плачевна. Остается верить, что пресыщение халявой рано или поздно надоедает, и эта шизофрения халявного потребительства рано или
поздно достигнет своего апогея.
В 2010 году PFS совместно с Haloed Ghost и Mechanical Apfelsine был выпущен альбом «Trinity», получивший большое количество положительных откликов. Расскажи о том, как пришла в голову идея подобного релиза? Для российской сцены ход весьма интересный и не стандартный. Планируются ли подобные коллаборации в дальнейшем? С кем из коллег по сцене есть желание сотрудничать?
Идея возникла спонтанно. Мы знаем друг друга много лет, и разговариваем на одном языке, но ни разу не было такого, чтобы мы собирались вместе. Ощущение единства не покидает нас с момента встречи, поэтому лучшее, что мы могли придумать в данной ситуации – это такая вот совместная работа. Мы в дальнейшем намерены делать коллаборации, потому что это действительно развивает. После этого сотрудничества меня лично очень сильно накренило в сторону синтипопа применительно к PFS.
Многим наверняка интересно узнать, а что же предпочитают слушать сами участники PFS? Можешь озвучить свой персональный музыкальный ТОП-10 на все времена? Ну и то, что заинтересовало в последнее время? Можешь выделить какие-то релизы, вышедшие в 2012 году, запомнившиеся тебе?
Cоставление топов – не в моей компетенции. Но если мой Ласт.ФМ поможет, то добро пожаловать –http://www.lastfm.ru/user/archie_18
Вы неоднократно играли на одной сцене с зарубежными коллективами. От какого выступления остались наиболее яркие впечатления?
Сейчас это слилось в одну большую кучу. Но, пожалуй, выступление с De/Vision и Deine Lakaien, равно как и с Kirlian Camera и Diorama.
В свое время, помимо PFS, ты занимался замечательным кибер-фолк проектом Карна. Нет ли желания сделать какой-либо сайд-проект сейчас?
У меня сейчас великое множество проектов, где-то я выполняю главенствующую роль, где-то просто помогаю. Поэтому возрождение Карны это вопрос свободного времени. Сама Карна сейчас живет на Таиланде и стала
буддисткой. Вот такой вот фолк, да.