Castle Party – 2002
(Впечатления с крупнейшего ежегодного dark/independent фестиваля в восточной Европе. 27-28 июля, 2002 в г.Болков, Польша) by Oleg ‘moonwalker’ Fainitsky and Olga ‘Cloudy’.
Впечатления от Castle Party – 2002 by Rostyslav ‘Khomius’ Antymys >>
Впечатления от Castle Party – 2002 by Roman ‘YourJesus’ Bekh >>
Intro.
Caslte Party является старейшим и крупнейшим dark/independent фестивалем в восточной Европе, и ежегодно проводится в Польше (первоначально, начиная с 1994 года – в замке Grodziec Castle, а затем, c 1997 года – в Bolkow Castle, г. Болков). В последние годы фестиваль проводился три дня, но в этом году организаторы решили его сократить до двух, и, при этом, ограничиться только одной площадкой. Как определенная компенсация посетителям – большее количество громких имен. Правда, одни из headliner’ов фестиваля PROJECT PITCHFORK в последний момент отказались от выступления (по официальной информации от PROJECT PITCHFORK – из-за неспособности организаторов обеспечить необходимый технический уровень), но, к чести организаторов, они в короткий срок сумели найти достойную замену в лице мексиканского dark-electro проекта HOCICO. Общее количество (но не качество) выступающих групп было также меньше, и групп из восточной Европы, кроме Польши естественно, не наблюдалось.
Девятый по счету фестиваль Castle Party проводился в г.Болкове (немного южнее Вроцлава – совсем рядом с границей с Чехией) 27.07.2002 – 28.07.2002. Сразу скажу, что организационных накладок не было, да и с погодой сравнительно повезло (по крайней мере, выступлений не отменяли, в отличие от прошлогоднего фестиваля). К headliner’ам фестиваля относились, помимо уже указанных HOCICO, CLAN OF XYMOX, DAS ICH, NEW MODEL ARMY.
Для нас этот фестиваль был особым по нескольким причинам. Во-первых, это первый фестиваль, на котором мы побывали в Польше, а во-вторых, это первый (и, думаю, последний) раз, когда мы решились на проживание в кэмпинге. Ukraninan Gothic Portal на этот раз представляли мы (Moonwalker, Cloudy), Khomius и Torquemada.
27.07.2002. День первый.
Выехав поутру из отеля во Вроцлаве, мы сразу направились на близлежащий автовокзал, с которого регулярно отправлялись автобусы в Болков. Через полтора часа мы уже находились на главной площади Вроцлава, общаясь с коллегами из RGP. Через некоторое время (и, как впоследствии выяснилось, пропустив реальную возможность остановиться под нормальной крышей), мы отправились в кэмпинг, чтобы обосноваться и приступить к непосредственным задачам, ради чего мы сюда и приехали. Убедившись, что палатка стоять будет (если, конечно, дождь не пойдет), забрав оттуда все ценное и встретив несколько русскоговорящих готов мы направились в сам замок.
Castle Bolkow является достаточно любопытным сооружением – со средневековыми орудиями для пыток, обалденно красивыми надгробными плитами и увитыми плющом развалинами. Самое подходящее место для подобных мероприятий. Жаль только, что посетителям открыта только наружняя часть замка, и чтобы проникнуться всем величием многовековых развалин, надо иметь press-pass соответствующего уровня. Сразу бросилась в глаза достаточно неплохая организация мероприятия – было достаточное количество как пива (кстати говоря, тоже достаточно неплохого – даже сравнительно с Германией), так и еды. Также в небольшом количестве были представлены компакт-диски групп (как представителей восточной Европы, так и нет), совсем немного фетиш-одежды и разнообразные футболки и балахоны. Честно говоря, прочитав репортажи с предыдущих фестивалей, я был готов к намного худшему. Встретившись с другими участниками портала – Khomius’ом и Torquemada, прогулявшись по закрытой для публики части замка, мы отправились оценивать выступления групп.
Немного опоздав на первую выступающую группу – THE VENUS FLY TRAP – как было написано в буклете к CD с фестиваля, стиль которых менялся с gothic-rock до darkwave/psycodelic. Застав всего пару песен, я понял, что много не пропустил – музыка англичан была крайне невыразительна, все остальное – не лучше. Следующим номером программы были SOMNAMBUL. Немцы смотрелись выгодно по сравнению с предыдущей группой, исполняя довольно мелодичный trip-hop с элементами электронники. Особых хитов (кроме, может, No Way Out – действительно проникновенной и интересной песни, слышанной мной еще ранее на сборнике) не наблюдалось, но качество было вполне приемлемым. Никого они особо не впечатлили – публика предпочитала отлеживаться в тени, нежели оттягиваться у сцены.
Далее шли поляки DANCE ON GLASS. Музыкально они представляли собой некоторый “рок с элементами экспериментальной электронники” и атмосферным женским вокалом в исполнении Ania Blomberg (ex-BATALION D`AMOUR). Вторым человеком, делающим погоду в DANCE ON GLASS является Dave Blomberg (NEW MODEL ARMY). Не выпустив еще ни одного полноценного альбома, группа имела неплохой прием у польской аудитории (которая, кстати говоря, отличалась своим особым вкусом). Однако, ни на меня, ни на кого из моих знакомых группа особого впечатления не произвела.
Следом вышли ветераны польского coldwave VARIETE. Эта группа, как выяснилось, имеет богатую историю. Стоит только сказать, что они начинали играть еще в 1993 году, выпустили у себы на родине несколько альбомов. Их музыку первое время сравнивали то с JOY DEVISION, но, как говорят польские коллеги, группа давно ушла далеко вперед и является легендой польского рока. Опять же, вспомнив, что фестиваль не позиционируется как чисто готический, а скорее как dark/independent, мне пришлось воздержаться от критики и серьезно запастись терпением в ожидании окончания их выступления. После проявилось твердое намерение пропускать подобные выступления в целях экономии сил перед headliner’ами.
Первым кандидатом быть пропущенным была польская команда CHRIST AGONY. Однако, несколько песен мы все-таки застали – все-таки press-pass имеет большое преимущество в плане отсутствия очередей на входе, что позволяет оперативно возвращаться из города при необходимости. Как утверждается в буклете, CHRIST AGONY являются ветеранами польской black-metal сцены и выпустили аж семь альбомов. Ни музыкально, ни визуально группа у меня никаких чувств не вызвала. Лидер коллектива, вокалист и гитарист Cezar активно рычал в зал, пытаясь хоть как-то нагнать мрак на публику (забегая вперед, отмечу, что эти попытки были просто детским лепетом по сранению с выступавшими на следующий день HOCICO). В общем, поляки остались довольны. Последняя фраза очень характерна для фестиваля – то ли у нас кардинально другие вкусы по сравнению с польской аудиторией, то ли для осознания всей прелести польской музыки в нее надо как следует въезжать на протяжении долгих лет.
Вечер качественной музыки начался с FADING COLOURS. Группа была организована в городке Jelenia Gora, в 30 км от Болкова в уже далеком 1986 году, и с тех пор сменила несколько стилей – с hardcore, punk до wave и современной электронники. Один из участников коллектива – Krzysztof Rakowski – имеет непосредственное отношение к организации фестиваля, а сами FADING COLOURS играли чуть ли не на всех предыдущих Castle Party. На фоне видео-нарезки видимо из старых польских фильмов FADING COLOURS играли достаточно качественный, “интеллигентный” darkwave. На фоне красиво подсвеченного в темноте замка и звезд музыка звучала как-то таинственно, а вокал Katarzyna “De Coy” Ziemek мягко лился на фоне сумрачных пейзажей. В-общем, я чуть не заснул – все-таки больше часа подобной музыки для фестиваля многовато. Однако, FADING COLOURS оставили самые лучшие впечатления – с удовольствием услышал бы их еще раз где-нибудь, где есть возможность расслабиться, а не ждать headliner’ов первого дня.
Из headliner’ов первыми вышли DAS ICH. Bruno Kramm и Stefan Ackermann лично под апплодисменты публики вынесли установки под синтезаторы, скорее напоминавшие древние орудия пыток. DAS ICH имеют богатую историю и слыли легендой немецкого gothic/darkwave. Группа выпустила недавно (дата немецкого релиза – 25 мая 2002 года) новый долгожданный альбом – Antichrist, за который была обвинена некоторыми, в т.ч. и немецкими, журналистами в пропаганде сатанизма. Попытки уличить в сатанизме популярные группы underground’а не новы, характерны для массовых изданий, и у любого здравомыслящего человека, хоть немного знакомого с творчеством группы, вызывают здоровый смех. Возвращаясь к выступлению – была сыграна программа, состоящая как из новых, так и старых песен. Stefan Ackermann продемонстрировал незаурядные актерские способности, заводя публику своим диковенным танцем. Bruno Kramm также активно принимал участие, исполняя некоторые вокальные партии, да и просто, вместе с третьим участником активно рубился у синтезаторов. Поразительное сочетание гармонии и дисгармонии. Как итог – отличное выступление (но, забегая несколько вперед, не самое лучшее на фестивале).
Главными headliner’ами первого дня были заявлены английские рокеры – NEW MODEL ARMY. Перерыв явно затянулся, что очень невыгодно сказалось на количестве аудитории – не все стали ждать часа ночи, вместо 23.30 – времени, на которое было запланировано выступление. Англичане исторически имеют очень большую и устойчивую аудиторию в Польше. Для многих людей старшего поколения NEW MODEL ARMY – легенды рока, и, как позже выяснилось, многие поляки очень хорошо знакомы с творчеством группы. Когда наконец музыканты вышли на сцену, заиграл весьма качественный, но до ужаса традиционный post-punk, временами переходя в акустику. Лидер коллектива, Justin Sullivan за свою карьеру рок-музыканта написал огромное количество песен и играл на огромном количестве концертов – так что опыт чувствовался буквально во всем. Без всякого напряжения, он активно общался с залом, успевая при этом уделять время и музыке. Послушав несколько песен и убедившись, что ничего нового сегодня не увидим, мы отправились в кэмпинг, где и слушали всю ночь продолжение концерта в лице пьяных поляков.
28.07.2002. День второй.
Как показалось, программа второго дня была куда более насыщена громкими именами, и была намного сильнее первого дня. Тем более жаль, что многим, безусловно достойным командам приходилось выступать в жару под палящем солнцем на глазах у публики, предпочитающей отлеживаться в тени. Но обо всем по порядку.
Первыми под палящее солнце Болкова вышли INSCAPE. Группа приобрела уже достаточную известность как у себя на родине, в Германии, так и за ее пределами главным образом из-за участия практически во всех основных фестивалях – WGT, Zillo, M`era Luna. Сами музыканты характеризуют свой стиль как “strange pop” – что, как мне показалось, указывает на их ироничное отношение как к своему творчеству, так и к жизни в-целом. К сожалению, по определенным причинам мы застали лишь пару песен, поэтому объективно оценить потенциал группы было сложно. К тому же жара явно мешала как музыкантам играть, так и зрителям наслаждаться музыкой – все живое требовало тени, и готы здесь – не исключение.
Далее выступал еще один немецкий коллектив – ACCESSORY. Благодаря жаре коллектив выступал лишь перед небольшим количеством небезразлично настроенной публики – все-таки энергичный electro/EBM не для такой погоды. Группа могла бы запросто стать headliner’ом вечеринки в каком-нибудь готическом клубе или на небольшом фестивале, но тут место и время выступления для них были явно не выгодные. Тем не менее, група отыграла очень и очень достойно (как мне показалось – не хуже, чем двумя месяцами ранее на WGT). Группа располагает достаточно большим количеством качественных хитов, что позволяет ей активно мелькать в то и дело возникающих сборниках клубной музыки.
Далее шел польский synth-pop проект GOD`S BOW. Поляки в настоящее время весьма активно раскручиваются на schwarze scene – интервью с ними то и дело всплывают в крупных европейских и американских изданиях, а песни – на сборниках. Прослушав пару песен, я окончательно понял, что понять поляков невозможно. Зачем продвигать ну абсолютно никакую группу? Неужели не нашлось ничего лучше? Так или иначе, но слушать занудное брынчание – а группа состояла помимо странно накрашенной вокалистки (косметика явно поехала на жаре), клавишника и басиста (последний почему-то притаился за сценой и я его увидел только когда зашел backstage) – да еще и на жаре было выше моих сил. Куда лучше поглащать пиво в тени в ожидании более качественных выступлений.
Более качественные выступления не заставили себя ждать. На сцену вышли немецкие экстремальные электронщики DANCE OR DIE. Группа играет достаточно давно, с переменным успехом выпустила несколько альбомов, но подобающей известности и уважения так и не добилась. Как представляется, главная причина здесь – в том, что (опять же, imho) их концертные выступления намного сильнее альбомов. В живую группа могла бы стать едва ли не главным headliner’ом фестиваля, настолько живое исполнение песен отличалось от их альбомных аналогов. Где хотя бы подобие этой разрушительной энергии в студийных записях? Вот и пришлось им довольствоваться выступлением при сорокоградусной жаре. А жаль. Мы уже были свидетелями их выступления на прощлом WGT в лучших условиях – зрелище впечатляющее. Впрочем, DANCE OR DIE и здесь отыграли более чем достойно, с периодическими замечаниями типа “too much light for gothic – turn off the sun”. Безусловно, достойное выступление – из уже прошедших – второе после DAS ICH.
После DANCE OR DIE на сцену вышел польский gothic-metal проект MOONLIGHT, завсегдатай фестиваля. Все-таки есть что-то неуловимо похожее во всех польских группах такого (или близкого) направления! Все тот же атмосферный женский вокал (пусть и неплохой), все те же интонации. Музыканты вышли на сцену “as is”, не потрудившись даже одеть какую-нибудь более соответствующую одежду. Оно и понятно – зачем трудиться, когда у поляков они имеют и так культовый статус, и польская публика готова принимать их такими, какие они есть?. Публика принимала MOONLIGHT “на ура”, зная, наверное, все их песни. Мне как-то тяжело было сравнить или хотя бы попытаться поставить на один уровень с выступавшими ранее DANCE OR DIE, и понять поляков я в который раз не смог. Устав от однообразных завываний, мы направились в кэмпинг с целью проверить, что палатка все еще стоит, а вещи там все еще лежат (а немногим ранее выяснилось, что воровство все же имеет место быть и на подобных мероприятиях).
После MOONLIGHT должны были выступать CLOSTERKELLER. Признаться, мы хотели злостно их прогулять, но не получилось, так как выступление MOONLIGHT серьезно затянулось. Поэтому пришлось слушать. Как и MOONLIGHT, CLOSTERKELLER имеют в Польше культовый статус, а вокалистка, Anja Orthodox, и вовсе фигура неординарная – как мы позже выяснили у поляков, она несколько лет назад было распустила группу, чтобы посвятить себя политике (а она была избрана в местный парламент), но все же спустя некоторое время снова принялась за музыку. Музыка CLOSTERKELLER, надо сказать, недалеко ушла от MOONLIGHT. Несмотря на то, что в буклете их описывают как “athmospheric rock”, мне они напомнили типичный польский gothic-metal. Качество выступления, как показалось, повыше, чем у MOONLIGHT, да и невооруженным взглядом было заметно, что Anja Orthodox – личность неординарная. Очень неплохой вокал, свободное общение с публикой, активная ответная реакция публики – все это несмотря на все еще стоящую жару. Когда их выступление наконец-то закончилось, к немалому нашему удивлению, поляки активно потянулись к выходу, не дожидаясь главных headliner’ов дня – HOCICO и CLAN OF XYMOX. С одной стороны это и неплохо – все-таки посвободнее, но с другой – как-то странно, что где-то тридцать процентов публики проигнорировало headliner’ов дня, да и, пожалуй, фестиваля. Поляки.
После небольшой настройки уже глубоким вечером на сцену Castle Bolkow выбежали мексиканский экстремально-электронный дуэт HOCICO. Как я уже упоминал, дуэт был заявлен в самый последний момент как замена headliner’ам фестиваля PROJECT PITCHFORK. Надо сказать, что замена оказалась достойной. Энергичные мексиканцы после непродолжительных проблем с аппаратурой заполнили площадку темной, разрушающей энергией, заставив публику буквально трястить в такт мощному dark-electro. Поразительная энергия! Начав со своего главного хита – Untold Blasphemies, мексиканцы отыграли преимущественно материал с последних двух альбомов. Рваный, постоянно мигающий в такт музыке свет создавал иллюзию некой иррациональности происходящего. Мексиканцы постоянно двигались по сцене резкими движениями – нормальный человек так двигаться и при этом петь на протяжении часа не может. Сразу закралась мысль о количестве принятых ими предварительно стимуляторах. Ну это уж их дело – под впечатлением выступления HOCICO казалось, что это будет однозначно лучшее выступление фестиваля, и что идущим следом CLAN OF XYMOX чем-то поразить публику будет крайне нелегко.
К счастью, я ошибался. Это стало ясно буквально же на первой песне, когда я, сидя в ложе прессы, не мог оторвать взгляда от голландских ветеранов CLAN OF XYMOX. Я не причислял и не причисляю себя к фанатам CLAN OF XYMOX – признаться, целиком даже ни одного диска не слышал. Но здесь – совсем другое дело. Вообще, размышляя о посещенных выступлениях, прихожу к выводу, что знакомство с творчеством многих команд лучше начинать с живого выступления – обязательно углублюсь в детальное изучение творчества группы. Возвращаясь к концерту, голландцы буквально приковали внимание публики к сцене. Удивительная гармония во всем – от имиджа до музыки и вокала. Многолетний опыт выступлений все-таки дает о себе знать. Это выражается в исключительной внимательности ко всем без исключения деталям – от малейшей погрешности в звуке до самой мелкой детали одежды. Лидер коллектива, Roony Mootings, внешним видом весьма сильно напоминал Robert Smith’а в его лучшие времена. Остальные музыканты были одеты по последнему слову готической моды, при этом выглядя очень стильно. Даже не верится, что группа на плаву уже 18 лет. Музыкально голландцы представляли собой хитовый gothic-rock с обильной электонникой. Являясь образцом в своем стилей, они дали пищу для размышлений таким ныне популярным командам как LONDON AFTER MIDNIGHT, DIVA DESTRUCTION etc. CLAN OF XYMOX были headliner’ами на Castle Party уже второй раз, поляки их достаточно неплохо знали, и прием был очень хороший – от аппладисментов каждой песне и двойного вызова на бис до флага CLAN OF XYMOX. Таким образом, хорошая музыкау в Польше также в цене, хоть и не у всех (а я уже упоминал, что около тридцати процентов публики покинуло площадку фестиваля еще после CLOSTERKELLER, хотя, imho, сравнивать по классу CLOSTERKELLER и CLAN OF XYMOX как-то нелогично при всем уважении).
В состоянии полного физического и морального истощения, мы вернулись в кэмпинг, где и заснули мертвым сном, не обращая ни малейшего внимания на вопли пьяных поляков и рев музыки у немцев у соседней палатки.
Ontro.
Наше знакомство с этим фестивалем явно удалось, несмотря на некоторые опасения – все-таки не Германия. Здесь я приведу немного личных впечатлений, не относящихся к музыке, а касающихся скорее общей организации фестиваля.
Положительные моменты. Все-таки стоимость поездки на Castle Party из Москвы несопоставима со стоимости поездки. например, на M`era Luna. При том что мы совсем не намеривались экономить. По дороге в Болков можно посетить немало других интересных мест – Wroclaw, Jelenia Gora. Сам Болков также достоин внимания – красивый небольшой городок, небольшие цены на еду и спиртное. Местное пиво даже на фестивальной площадке по качеству несопостовиму с российским. Местные жители воспринимают происходящее спокойно, без враждебности. Правда, после этого фестиваля их отношение может измениться – по рассказам очевидца, во время воскресной службы в местном соборе произошел инцидент. Польская gothic-girl устроила в соборе стриптиз-шоу с петлей на шее. К сожалению, я этого не видел и пишу только с чужих слов, но если это так, то у местных жителей (а администрация Болкова является одним из организаторов фестиваля) будет большой зуб на фестиваль, так как религиозный фанатизм поляков хорошо известен. К плюсам можно отнести весьма достойный состав, качественные звук и свет, особенно вечером.
Главный минус – отсутствие места для проживания помимо кэмпинга. В принципе, можно снять квартиру или комнату, но тут уже надо знать польский язык, т.к. по английски практически никто, не относящийся к организаторам фестиваля, не понимает. Для многих проживание в кэмпинге может и не быть проблемой, поэтому это минус весьма относительный. Второй минус – площадка для выступления одна и открытая – поэтому есть определенная зависимость от погодных условий. Группы, выступающие до 8-9 часов вечера имеют заранее худшие условия – невозможно настроить свет, поставить шоу, да и реакция публики не та. Польская публика все же значительно отличается от немецкой, причем в худшую сторону. Многие личности приехали на фестиваль, видимо, не за музыкой, а просто чтобы по-своему хорошо провести время с кампанией. Отсюда и куча мертвецки пьяных трупов, валяющихся прямо на лужайке у кафе. В отличие от тех же немцев, которые в состоянии близком к отключке идут спокойно устраиваться у себя в палатках, или забываться здоровым сном где-нибудь скромно в углу, если на площадке, то поляки проявляют чудеса общительности, и при этом весьма навязчивы. О пьяных поляках, норовящими споткнуться об растяжки и без того неустойчивой палатки, вообще лучше умолчать. Но это все уже детали, и, если уж сравнивать с гипотетическим подобным мероприятием в России, то поляки покажутся очень даже милыми и малопьющими.
Как видно, плюсы все же существенно перевешивают минусы, и, если конечно получится найти место проживания, мы без сомнений поедем в следующий раз. Конечно, по представительству Castle Party далеко до тех же M`era Luna, Herbstnachte, WGT и Zillo, но даже для весьма избалованного зрителя набирается несколько крайне интересных команд. Тем более приятна возможность посмотреть на звезд (а к ним, безусловно в этот раз относились CLAN OF XYMOX, HOCICO, DAS ICH, DANCE OR DIE) без неимоверного скопления народу, как это бывает на больших фестивалях. Хочется надеяться, что на фестивале впоследствии снова будут выступать группы из восточной Европы – все-таки это не общепольский фестиваль. То, что не все группы понравились – это нормально – невозможно любить все сразу, а определенный баланс здесь был соблюден. В-общем, поживем – увидим.
Впечатления от Castle Party – 2002 by Rostyslav ‘Khomius’ Antymys >>
Впечатления от Castle Party – 2002 by Roman ‘YourJesus’ Bekh >>
Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.