KOSMODROMM: Романтика Пустых Городов
Интервью с молодым белорусским synthpop/darkwave проектом KOSMODROMM получилось совершенно спонтанно. Они были замечены мной еще на сборнике Synthematika One, который вышел под занавес прошлого года. Песня проекта под названием «Пустой город» сразу запонилась своим достаточно неординарным сочетанием немного пафосного баритона и мрачноватого синтипопа, плюс вменяемая лирика на русском языке, ненавязчиво повествующая что-то о желтых листьях и пустых городах. Что удивительно, эта песня не вызвала никаких надоевших ассоциаций с небезысвестной Технологией, чем страдает бОльшая часть русскоязычного синтипопа. Поэтому на группе был незамедлительно поставлен крестик, ну в том смысле, что она была помечена для пристального наблюдения 🙂 И вот бувально неделю назад у них вышел первый “официальный” релиз на нетлейбле Synthematik, что дало повод взять небольшое интервью у единственного на данный момент постоянного участника проекта, скрывающегося под псевдонимом Эйден Дарк (вокал, музыка, лирика).
Привет, Эйден! Поздравляю с первым официальным релизом. Каковы ощущения по этому поводу?
Ощущения самые позитивные. Всегда приятно делиться музыкой со слушателями. В принципе, большую часть треков с релиза мы уже выкладывали в прошлом году на нашем сайте под видом отдельных синглов «Сталкер» и «Пустой город». Для нас это определенный этап работы, которым мы занимались весь 2009 год, и я рад, что он получил воплощение в виде единой работы «KOSMODROMM 1.0». Релиз, на мой взгляд, вышел довольно разнообразным – радио-версии наших композиций, оркестровые аранжировки, ремиксы. Ну и самое главное, это своеобразный анонс нашего будущего альбома, над которым сейчас идет самая плотная работа.
Ну а как впечатления от работы с лейблом? Каковы первые результаты?
Впечатления самые лучшие. Идея веб-лейблов является относительно новой, но со временем будет приобретать все большую популярность. Вообще, как мне кажется, распространение музыки через Интернет в конце концов станет лидирующим, если не единственным. Это диктует само время. А если насчет конкретных результатов, то по данным лейбла за прошедшие 6 дней релиз был скачан около 1250 раз. И это только с официальных ссылок.
На вашем сайте kosmodromm.com я прочитал, что будущий альбом будет называться «Близ пустых городов». Может быть скажешь пару слов о нем?
Не факт, что альбом будет называться именно так. Это пока рабочее название. Альбом получается цельным и интересным. На нем мы продолжаем линию, начатую на «KOSMODROMM 1.0», то есть все композиции объединены единым постапокалиптическим концептом. Например, композиция «Атомная пыль» весьма характерная такая, «сталкерская», получилась. Будут и более «легкие» треки, которые, при этом не будут выбиваться из общего стиля.
Есть ли уже примерная дата выхода альбома?
Точной даты нет. Сейчас идет работа над материалом, на весну-лето 2010 года запланировано сведение, а релиз, скорее всего, состоится осенью.
Хорошо. Ну а почему такая тематика – пустые города, сталкеры…? Попытка сыграть на образах из популярной игры, т.е. такая своеобразна дань моде?
Мода? Нет, мода здесь не причем. Сегодня нам интересна эта тема, кто знает, что будет завтра? Мы постарались рассказать о «пустых городах» простым и понятным музыкальным языком – надеюсь, что получилось интересно. Вообще, на мой взгляд, самое сложное в музыке – это писать просто и понятно.
А в саму игру S.T.A.L.K.E.R играл?
Да, мне очень понравилась последняя из вышедших частей под названием «Зов Припяти».
Среди впечатлений о группе на одном из форумов проскользнуло интересное замечание о том, что после прослушивания KOSMODROMM остается ощущение «какой-то забытой, но очень любимой детской кинофантастики». Как сам относишься к советской кинофантастике типа Алисы из будущего, Отроки во вселенной. Да и вообще любишь ли читать фантастику?
Советская фантастика очень смешная. Сегодня она интересна именно тем, что передает дух своего времени, когда люди в Космосе вели себя так же, как и на Земле, то есть, шли в Космос с желанием нести коммунистическую экспансию во все пределы вселенной. Там сюжет везде один – как прилетают доблестные советские космонавны на одну из планет и находят не очень развитый, но добрый и трудолюбивый народ, и «освобождают» его из-под «ига угнетателей». По литературно-художественной части в советской фантастике мало хороших книг. Да и в западной, по большому счету, тоже. Из фантастических авторов, которые мне нравятся, я могу назвать братьев Стругацких, Кира Булычева и Станислава Лема.
У вас есть постановочный «живой» клип «Сталкер». А были ли уже настоящие живые выступления? Планируются ли таковые в ближайшее время?
С KOSMODROMM «живых» выступлений пока не было. Концертная программа обязательно будет, она будет состоять из композиций, вошедших в «KOSMODROMM 1.0», но в основном, конечно, это будут композиции из будущего альбома.
Планируются ли еще съемка видеоклипов? На какие песни?
Да, планируем. Например, на ту же «Атомную пыль» планируется съемка анимационного видеоклипа. Еще будет клип на трек «Старая сказка», мы планировали его выпуск в декабре 2009 года, но решили перенести на 2010 год, в паузу между выходом EPи выходом полноформатного альбома. Вообще, практически все композиции будущего альбома могут стать клипами, они все весьма образные. Возможно, наши слушатели подскажут какие-то идеи для видео.
Такой вопрос. Ты пишешь и поешь на русском. Почему?
Русский язык – один из моих родных языков, второй – белорусский. Кстати, я одинаково хорошо владею этими двумя языками, и в перспективе в рамках проекта KOSMODROMM есть идея записать альбом полностью на белорусском языке.
Нет ли планов начать петь на английском, чтобы стать доступнее для западной аудитории?
Пока таких планов нет. Думаю, что на Западе не очень интересны проекты с нашим английским – как бы хорошо я не говорил и не пел на этом языке, для искушенного уха все равно будет слышно, что это не мой родной язык. Это же касается и текстов песен.
Хорошо. А что сам вообще слушаешь? Какую музыку любишь?
Слушаю практически все, каких-то особых пристрастий нет. В основном, это классическая музыка разных стран и эпох, а еще – народная музыка разных культур. Недавно вот читатели моего блога посоветовали много интересных современных музыкальных проектов для ознакомления, стараюсь тоже постепенно отслушивать, кое-что очень нравится.
Что, например?
Да много чего, в принципе. Spongle вот недавно с удовольствием переслушал, Autechre, Aphex Twin.
Ого, то есть слушаешь музыку совсем непохожую на KOSMODROMM?
Разумеется. Здесь вообще имеет место несколько иной подход к музыке, не от мелодизма, а от звуковой конструкции. Это очень современная и интересная музыка, она близка к современной академической музыке. Но лично я бы такую музыку играть не стал бы.
Ну а что скажешь о музыке из разряда так называемой «темной» сцены? Слушаешь что-нибудь из darkwave, synthpop, gothic synth и т.п. и т.д.?
Классику synthpop иногда слушаю – Depeche Mode, Camouflage.
Понятно. А каким вообще видишь настоящее и будущее современной электронной музыки?
Не могу сказать, что KOSMODROMM в полном смысле слова современная музыка – по музыкальной форме и мелодике это, скорее, ретро-электроника, мы используем элементы стилизации. Что касается современной электронной музыки – то, как мне кажется, ее будущее за новыми технологиями и синтезом музыкальных стилей. Когда-то «электронной музыкой» называлась экспериментальная «машинная» музыка, позже – музыка с синтезаторным, электронным звуком. Сегодня электронная музыка – это, прежде всего, технологии. Самое интересное то, что они зачастую не имеют ничего общего с музыкой в классическом понимании, эти новые звуки и музыкальные идеи нельзя записать нотами – они рождаются и пропадают, это можно и нужно записывать только в звуке. Еще, как я уже отмечал, современная электронная музыка изобилует смешением стилей, вот например, вокал в KOSMODROMM в таком ретро-стиле, много синтезаторных тембров стилизованы под 70-80 гг. Но в то же время присутствуют и совершенно новые звуки и приемы обработки, которых не было еще 5-10 лет назад. Так что KOSMODROMM вполне можно назвать и современным электронным проектом.
Кстати о ретро. Не могу не спросить, как ты относишься к тому, что твой вокал постоянно сравнивают с голосами советской эстрады вроде Кобзона и т.п. Было ли это специально задумано для усиления атмосферы «ретро» или все получилось спонтанно?
Здесь имеет место стилизация, так как и «KOSMODROMM 1.0», и в большей степени будущий альбом – это своеобразный ретро-футуризм. Ну и, помимо этого, я довольно долго занимался академическим вокалом, возможно, отсюда и сравнения в звуковедении и прочем. Хотя, по большому счету, это стилизация. Нормальную оперную арию я не спою.
Ну а как насчет старых советских синтезаторов? Как я понял, вы используете много звуков из этих аппаратов, это так?
Не скажу, что много, но они присутствуют.
Наверное, у этих приборов есть какая-то особая атмосфера?
Да нет там никакой атмосферы… обычные аналоговые синтезаторы, практически все с не очень удачной схемотехникой, ненадежные. Их-то и интересных, в принципе, всего несколько штук – «Поливокс» всем известный, например. Мне еще «Юность-21» нравиться за узнаваемый и ни на что не похожий звук. А в остальном – это в основном, хлам, скопированный с качественных импортных аналоговых синтезаторов. Все эти словесные оды советским синтезаторам – не более чем фетиш, ничего сверх-особого в их звуке нет.
А из современных синтезаторов, что используете?
Из новых синтезаторов меня весьма впечатлил Roland V-Synth, планирую вскоре приобрести его.
Давно ли стал заниматься музыкой? Есть ли музыкальное образование?
Я учился музыке. Занимаюсь давно.
Как я понимаю, на данном этапе музыка не приносит особых доходов. Чем же ты тогда занимаешься, чтобы обеспечить себя и свою музыку, если не секрет?
Это секрет 🙂
Хорошо. Спасибо за интервью! Удачи твоему проекту. Ну и в заключении, хотел бы задать немного отвлеченный вопрос. Что тебя больше всего удивило за последнее время?
Всегда пожалуйста. Больше всего меня удивляет нынешняя зима – не припоминаю столь морозной и снежной зимы.