Борис Бенко (Silence): …В свободное время я предпочитаю тишину…
Andrey Nefedov on Декабрь 29, 2008
Silence – это творческий союз двух словенских музыкантов Бориса Бенко (Boris Benko – вокал, автор песен) и Примоша Хладника (Primoz Hladnik – клавишные, аранжировки). Несмотря на то, что каждый их альбом можно с лёгкостью записать в “золотой” фонд синти музыки, творчество дуэта остается незаслуженно малоизвестным за пределами родной Словении. Вашему вниманию предлагается интервью с вокалистом группы Борисом Бенко, который оказался интересным собеседником с тонким чувством юмора.
С чего все началось, и чья была идея начать вместе писать музыку?
Вообще-то это была моя идея. Я тогда ещё не умел играть на инструментах, да и петь собственно тоже. Поэтому мои намерения были достаточно скромны: Я просто хотел создать самую лучшую группу в мире и кардинальным образом изменить музыку.
В начале вас было трое, теперь вы дуэт. Почему Матиаш Ференц покинул группу? И за что, кстати, он отвечал в Silence?
Нужно спросить самого Матиаша, а не нас. Он играл на гитаре и отвечал за бэк-вокал. Он также сочинял талантливые песни.
Играли ли вы в других группах кроме Silence?
Да. В начальной школе у нас с Хладником была группа, которая называлась Deadline. Мы написали только две песни: Omega Man (навеянная фантастическим фильмом с Чарльтоном Хестоном в главной роли) и The Ballad of Love. Ужасная, но всё же в чём-то очаровательная, музыка. Эдакий музыкальный эквивалент фильмам Эда Вуда.
Почему именно «Silence»? Кто предложил это название (на данный момент существует не менее 15 групп с таким названием)? Вкладывали ли вы в него какой-либо определенный смысл?
Вообще-то не вкладывали. Это забавный парадокс, вот и всё. А что касается других групп – их не за что винить, ведь это название весьма «секси».
Почему вы выпустили свой первый альбом лишь пять лет спустя после образования группы?
Ну, возможно, из-за нашего беспрестанного перфекционизма. Или может быть мы были слишком отстойны, чтобы заинтересовать какой-либо лэйбл.
У вас есть какое-нибудь специально музыкальное образование?
У Хладника есть кое-какое классическое образование, я же музыкант-самоучка.
Какие группы вдохновляли/повлияли на вас в начале музыкального пути?
В начале мы слушали то, что обычно слушали тинейджеры в 80-х годах. Со временем мы немного расширили наши вкусы, но до сих пор при звуках музыки нашей юности мы становимся чересчур эмоциональными и теряем чувство объективности.
Слушаете ли вы электронную музыку (что-нибудь вроде синтипопа, индастриала, ебм, etc)?
Время от времени. У Хладника фетиш на немецкую «тёмную» сцену (Wolfsheim, Deine Lakaien…). Что же касается меня, то в связи с нашей работой я слушаю слишком много Silence, поэтому в свободное время я предпочитаю тишину.
Твоё отношение к тяжелой музыке?
Да никакого особого отношения. Есть общее правило, применимое к любой музыке – она или хорошая или плохая.
Что ты знаешь из русской музыки (кроме классики и Калинки-малинки)?
Что значит кроме классики? Разве есть что-либо более оригинальное, современное и превосходное, чем Мусоргский, Скрябин и, самое главное, Прокофьев? Его музыка к фильмам Эйзенштейна «Александр Невский» и Файнциммера «Поручик Киже», наверное, самое прекрасное, что я когда-либо слышал.
Что из последнего прослушанного тобой больше всего понравилось?
В настоящее время мы изучаем ранние работы Армандо Травайоли, Пьеро Умилиани, Эннио Морриконе и Джона Барри для пьесы, над которой мы работаем. Невероятно чувственная музыка.
Чувствуешь ли ты себя частью так называемой «темной сцены» (всё-таки вы подписаны на специализированном лэйбле, гастролировали с яркими представителями этой сцены, etc.)?
Я не сильно уверен. У меня есть фетиш на индустриальные пейзажи, я гордый пессимист и у меня подсознательная склонность к минорным тональностям. С другой стороны, я люблю Вангелиса, и у меня всегда наворачиваются слезы, когда я смотрю «Поющие под дождём». Так что это вам решать, по-настоящему я «тёмный» или нет.
Удается ли вам обеспечивать себя, занимаясь только творчеством/музыкой?
Да.
Занимаетесь ли вы чем-нибудь ещё кроме музыки? Какие-нибудь хобби? Чтобы ты делал, если бы не стал заниматься музыкой?
Нам тяжело заниматься хобби из-за того, что большая часть времени уходит на нашу работу, но мы пытаемся сделать всё возможное. Если бы я не стал музыкантом, то скорее всего, был бы комиком. Или Бэтменом. Или садовником.
По качеству музыки и хитовости материала вы спокойно «заткнете за пояс» большинство групп современной синти сцены. Тем не менее, Сайленс остается достаточно малоизвестной командой. Это осознанная позиция или просто неудачный промоушен?
Полагаю, что немного того и другого. Если ты малоизвестный театральный композитор, то это имеет свои преимущества – ты можешь заниматься стилистически разными проектами и не беспокоится о том, что это будет бесить твой лэйбл и ты будешь терять поклонников. Впрочем, у известности тоже есть свои прелести. К примеру, ты можешь позволить себе бесить свой лэйбл и терять поклонников, занимаясь стилистически разными проектами.
В России практически невозможно достать ваши альбомы на дисках, поэтому большинство поклонников вашего творчества скачивают из интернета. Как вы относитесь к такому нелегальному распространению вашей музыки и интернет пиратству вообще?
Я не возражаю. Я романтик. Я верю, что музыка – культура в целом – и научные знания должны быть бесплатны и доступны для каждого.
Перейдем непосредственно к вашей музыке. Связано ли название альбома Unlike A Virgin с альбомом Мадонны Like A Virgin (1984)? Если да, то есть ли какой-либо скрытый смысл в такой аллюзии?
Это вопрос моему отцу. Именно он придумал названия для нашего первого и второго альбомов.
Когда и откуда появилась идея создать грандиозную мистификацию под названием «Matej Smolnik»? Какую цель вы преследовали? Удовлетворены ли вы результатом?
Я воздержусь от ответа на этот вопрос, потому что нет ничего более неприглядного и вызывающего разочарования, чем услышать правду, стоящую за мифом. Нет и никакой особенной морали, которую стоит извлечь из Vain’a. То что люди видят так много скрытого смысла за ним, возможно, происходит из-за аморальной сущности этого проекта. Нет ничего легче, чем извлечь мораль из аморальности.
В секции Lyrics на сайте www.vaintribute.com есть текст к песне « Losing Faith». Есть ли шанс, что мы когда-нибудь услышим эту песню?
Возможно, когда-нибудь. Не теряйте веры.
На своих альбомах вы поете преимущественно на английском. Это попытка быть более доступными для широкой аудитории или просто на родном языке сложнее сочинять? Нет ли планов выпустить альбом полностью на словенском?
Мы делаем это, чтобы достичь широкой аудитории. По этой причине, наш следующий альбом будет, скорее всего, на китайском. Что касается альбома на родном языке, то в прошлом году мы выпустили Ljubezen na smrt, театральный саундтрек с 15 песнями на словенском.
До 2003 года вы работали с продюсером, теперь же вы сами себе «продюсеры». Почему вы решили отказаться от помощи со стороны, и в чем, по-вашему, плюсы и минусы такой свободы?
Мы избавились от продюсеров, чтобы нам доставалось больше денег. Нет, серьезно – мы не особо сходим с ума по продюсерам. Большей частью потому, что они стали ещё одним примером философии сегодняшнего общества – форма превалирует над содержанием. Музыкальная индустрия довела роль продюсера до абсурда. Теперь у нас выпускаются синглы типа Timbaland feat. One Republic. Прелестная перверсия: автор и исполнитель самой песни представлен как гость продюсера этой песни.
Расскажите немного о работе над альбомом Volk группы Laibach. Какова была ваша роль в создании альбома? Многие поклонники Laibach негативно восприняли этот альбом из-за более «популярного» звучания. В тоже время, среди ваших поклонников он воспринимается как очередной альбом Silence, только с гостевым вокалистом. Чем же эта работа отличается от вашего основного творчества? Или, говоря другими словами, как много Silence в Volk?
Наше влияние несомненно слышно. В конце концов, мы написали и спродюсировали 13 из 14 песен, представленных на альбоме. Однако, мы никогда бы не стали использовать такую сложную концепцию для альбома Silence. Ну а голос Милана Фраса является той отличительной чертой, которая превращает Volk в типичный альбом Laibach.
В 2006 на Accession records вышел сборник-антология Key Silence, который по вашим словам представляет собой «наименее несовершенные треки и самые интересные неудачи». Какую из своих песен вы считаете «наименее несовершенной»? Какую «наиболее несовершенной»?
Наша «наименее несовершенная» песня ещё не написана. Песни всегда безупречны как идеи или как будущее, пока они у тебя в голове. Как только они записаны, они становятся пройденным этапом. И этим они несовершенны.
Насколько я знаю, Примош не любит играть песню «Skin». Почему так?
Он утверждает, что эта песня не в духе «настоящих» Silence. Нужно спросить его самого, чтобы получить лучшее объяснение.
Несколько вопросов о ваших театральных работах. Отличается ли процесс написания саундтрека от процесса создания песен для альбома? Как вы выбираете для какой пьесы/постановки писать сопровождение?
В театре основное направление и концепция для создания музыки задаются самим сценарием. Создание сольного альбома нечто более сложное, так как нам нужно самим придумывать концепцию. Что касается второй части твоего вопроса, то выбор зависит от того, есть ли свободное место в нашем расписании или нет.
Среди ваших театральных работ есть несколько саундтреков к детским постановкам. Для кого сложнее писать музыку для взрослых или детей?
Нет никакой принципиальной разницы. Разве есть разница между взрослыми и детьми? Взрослые всего лишь большие дети, которые сменили одни игрушки на другие.
Ваша последняя работа The Passion Of The Cold полностью выдержана в духе классической музыки. Не мог бы ты рассказать нам немного об этой работе? Почему вы решили использовать классическую музыку именно для этих двух пьес?
The Passion of the Cold состоит из двух дисков с 30-ью композициями, написанными для (или под впечатлением от) последних пьес Томаша Пандура «Barroco» и «Kaligula». Музыка была исполнена оркестром Young Symphonic Orchestra (Мадрид), хорватским хором Cantanti Trasfigurati choir и несколькими выдающимися музыкантами из разных стран. На альбоме также присутствуют несколько электронных обработок основных музыкальных тем. Релиз был выпущен в виде 32-х страничной книги в твёрдом переплёте и содержит (кроме двух дисков) выборку текстов и фотографий, относящихся к пьесам. Всего выпущено 500 подписанных и пронумерованных вручную копий, которые могут быть заказаны только на нашем сайте www.silence-zone.com. Идея записать всю музыку в классическом ключе была предложена самим режиссером.
Есть ли вероятность, что ваши поклонники смогут услышать другие неизданные саундтреки, в частности для тех же детских пьес?
Боюсь, что шансы минимальны.
В секции Unreleased вашего сайта представлено несколько живых выступлений. Нет ли планов выпустить Live/Unplugged альбом?
Я не верю в то, что мы когда-либо выпустим эти записи из-за их ужасного качества.
По крайней мере, одно из ваших живых выступлений было снято телевидением. Есть ли планы выпустить DVD? Или, например, пьеса Tesla Electric Company, возможно, была бы интересным вариантом для выпуска на DVD. Что ты думаешь по этому поводу?
Всё это чудесные идеи. Самое сложное найти лэйблы, которые были бы, как и мы, полны энтузиазма воплотить их в жизнь.
Как вы относитесь к живым выступлениям и гастролям? Судя по всему, ваша гастрольная жизнь не слишком интенсивна, не так ли?
Хотел бы я, чтобы ты был прав. В прошлом году одних только театральных выступлений было отыграно 30 штук. У Хладника было 80 выступлений с Laibach, я появился в десяти из них. Нам даже удалось втиснуть несколько концертов Silence.
Какие концерты вы предпочитаете играть – электронные или акустические?
Электронные выступления, они громкие и физически ощущаемые, акустические же – более требовательные и напряженные. И те, и другие представляют собой тяжёлую работу. Мы оба педантичные засранцы – в наших жилах мало рок’н’ролла – поэтому нам сложно находить удовлетворение в зачастую агрессивном характере живых выступлений.
А как насчёт посещения концертов других исполнителей?
Я не сильно люблю концерты.
Насколько мне известно, вы выступали в России вместе с Laibach. Это было ваше первое посещение нашей страны? Какие впечатления остались?
Я посещал Москву и Волгоград с театральными постановками за несколько лет до концертов с Laibach в Москве и Санкт-Петербурге. Очень не просто, основываясь на трёх коротких визитах, сказать что-то о такой огромной стране как ваша и не скатиться при этом в банальность, но я попытаюсь. Мне понравился простор городов, понравилась широко распространённая привычка читать книги в общественных местах. Я получил удовольствие от солянки и блинов с икрой. Мне понравилось повсеместное присутствие истории и ощущение того, что ты ходишь по тем же самым улицам, по которым когда-то ходил Прокофьев. Я был также очень сильно впечатлён холодами.
Не хотели ли бы вы снова приехать в России, но уже в качестве Silence?
Да, конечно.
И наконец, один из самых животрепещущих вопросов, волнующих ваших поклонников: Когда планируется выпуск «номерного» альбома Silence для Accession records? Что нам ожидать и на что он будет похож?
В чём прикол знать, что будет в будущем?
Спасибо за интервью! Несколько слов в завершение для ваших русских почитателей?
Приятно знать, что вы существуете.
Вопросы задавал bloodlite
Original version (in English) is here
Русская инфо-страничка Silence