ШАМАНСКИЙ ОБРЯД НА СЦЕНЕ – КОНЦЕРТ HEILUNG В ЦКИ НАУ 8 ДЕКАБРЯ 2019
Текст: Valery (Ricki) Sokolovskaya
Фото: Iryna Kalenska
О том, что 8 декабря в ЦКИ НАУ будет выступать HEILUNG, поклонникам было известно не менее чем за полгода, тогда же фанаты начали выкупать билеты, чтобы попасть на один из двух (а может, кто-то посетил оба?) концертов. Радует не только сам приезд звезд нео-фолка, хотя о стиле, в котором играет команда разговор пойдет отдельный, но и то, что обе украинские концертные площадки выполнили непростой технический райдер. Ведь HEILUNG известны тем, что приезжают выступать только будучи уверенными в том, что смогут достойно показать поклонникам свои невероятные костюмы, танцы и прочие эффекты, создающие на сцене совершенно незабываемое, ни на что не похожее действо. Редко кто из звезд первого эшелона, говоря о шоу, привозил в Украину именно представление, а не просто выступление перед публикой. И те, кто посетил концерт HEILUNG будут вспоминать его и свои эмоции еще очень долго…
Интересен тот факт, что HEILUNG – относительно молодой проект, не имеющий за плечами многолетней истории или звезд в составе, уверенно занимает ведущие позиции на европейских фестивалях и собирает полные залы. Видимо, есть нечто неуловимо-шаманское, колдовское и притягательное в его обращении к древним сагам, руническим письменам и музыкальным инструментам, причем говоря о них, правильнее рассуждать о том, из чего в принципе музыканты способны извлекать звук. Еще более удивительно, что создателя HEILUNG нельзя назвать професииональным музыкантом: Кай Уве Фауст – тату-мастер, много лет занимавшийся особенными вокальными экспериментами в частности, горловом пением, что он и продемонстрировал на концерте в Киеве. Еще два участника, составляющих костяк команды – саунд-продюсер Кристофер Юль и еще одна вокалистка – Мария Франц, все родом из разных мест. Где же могли встретиться и познакомиться столь разные люди? Не секрет, что Мария Франц – подруга Кристофера, и все они не один год занимаются исторической реконструкцией. Так что понятно глубокое знание и погружение Кая Уве в дохристианское европейское наследие – в одном из интервью он рассказывал о том, что постоянно роется в книгах, по крупицам выискивая то, что потом может стать текстом песни или его частью.
Помимо этого команда много экспериментирует с записью звуков природы и тем, что может послужить им инструментом – а это отнюдь не только многочисленные шаманские бубны, трещотки и индуистские колокольчики, но и нечто, называемое рабанастр. Только знатокам народных инструментов известно, что это – старинный смычковый музыкальный инструмент, имеющий две струны. Но не только они есть в активе HEILUNG – в частности, на концерте в Киеве, один из музыкантов играл… на металлическом (или так выглядящем со стороны) мече. Что вполне логично воспроизводя звуки каменного века – в ход шло все, включая человеческие и не только кости, времена были суровыми… И вот теперь стоит уточнить, что сами музыканты относят свою музыку не к фолку или нео-фолку, а уверяют, что создали новое направление, дав ему название «amplified history» – усиленная история.
Концерт в Киеве стал не только аншлаговым, но и собрал очень многих поклонников творчества HEILUNG – в фойе ЦКИ НАУ кого только не было: и ролевики-реконструкторы, пришедшие с детьми почтенные отцы и матери, представители ультра-правой и готической тусовок, и вся эта разношерстная публика мило и непринужденно общалась, предвкушая выступление. Но вот наконец-то открыли двери, и поклонники устремились в зал, где на сцене уже были размещены декорации, призванные отправить публику во времени на много веков назад. Но вот на сцену выходит шаман, чтобы, согласно древнему обычаю, умилостивить духов благовониями – и они действительно летели в зал, воскуриваемые в небольшой чаше, причем те, кому посчастливилось сидеть в первых рядах, видели и огоньки, летящие из чаши. Что тут скажешь – колдовство, да и только…
Шоу HEILUNG началось композицией «In Maidjan» c первого альбома группы – «Ofnir», причем касательно перевода названия дебютного релиза 2015 года споры не утихают до сих пор. Некоторые полагают, что оно – одно из многочисленных имен бога Одина (коих у него уже насчитали не менее полутора сотен и к которым постоянно добавляются новые), другие связывают с хтоническим змеем, я же явственно услышала в композиции, а все они у HEILUNG не короткие, перечисление рун (знаков) системы Старшего Футарка. И эти же символы покрывают тело Кая Уве Фауста, дополняемые, насколько я смогла рассмотреть, древнеисландскими символами – вот это я понимаю, настоящее погружение в исторический материал! Думаю, невозможно словами передать впечатление от завораживающих мелодий (или вернее – музыкальных полотен?) HEILUNG, ведь звуки природы у них сочетаются с лязганьем оружия и топаньем ног и музыкантов, и танцоров. Также мало кто из отечественных фанатов мог полноценно подпевать – ведь тексты команды также заимствованы из разных языков, украинскому слушателю по большей части незнакомых. Но от того, что непонятно, о чем идет речь, эффект воздействия не становится слабее. Кстати, с переводом названия группы проблем как раз нет, HEILUNG означает «исцеление». Между тем, шоу продолжилось начальной песней альбома «Ofnir» – «Alfadhirhaiti», и следующей за нею, хорошо знакомой публике – «Krigsgaldr».
HEILUNG не просто пели и играли на экзотических инструментах, но и развернули на сцене настоящее действо – кого там, помимо шаманов и колдуний только не было, – воины и воительницы с копьями и щитами, покрытые то ли ритуальной сажей, то ли банальной грязью, характерной для эпох отсутствия горячей воды и мыла, то ли вовсе диковинные существа не из этого мира… Выступление продолжилось еще одной песней, принадлежащей «Ofnir» – «Hakkerskaldyr», вызывая у публики не только аплодисменты, потому что HEILUNG не только хлопали, но и… подвывали. Да-да, в самом прямом смысле то тут то там в зале раздавался то вой волка, то крик койота, то сова сверху заухала – ведь у каждого, а публика на HEILUNG собралась очень непростая, сидящего в зале или стоящего в проходе шамана или ведьмы, есть свой тотемный зверь.
Не секрет для фанатов и то, что альбом «Ofnir» его создатели считают основанным на мужских энергиях (если, конечно, верить в то, что энергия делится на мужскую и женскую), а релиз этого года – «Futha», насыщен женской энергетикой. Поэтому, логично было продолжить шоу обращением к женским энергиям, которые, в понимании HEILUNG, несут на себе печать матери-земли, присущую родам, защите потомства. Не знаю, как на счет родов, но во время шоу на сцене развернулось «жертвоприношение» – один из шаманов затянул на шее девушки-жертвы веревку, «задушив» ее, но вскоре колдунья «воскресила» участницу шоу и все вздохнули с облегчением. Концерт продолжился композициями «Norupo» и «Othan» (релиз «Futha»), и вот тут, рискну предположить, в названии песни также есть отсылка к Одину, поскольку его старо-германское имя – Вотан.
Вообще, если сравнивать «Ofnir» и «Futha», то второй полноформатник HEILUNG, как мне показалось, более известен украинской публике, потому что и «Traust», и «Galgaldr» вызвал наибольшие аплодисменты. И тут, прежде чем продолжить, сделаю небольшое отступление – дело в том, что хорошо мне известный зал ЦК НАУ может как трансформироваться в концертную площадку с полноценной фан-зоной, так и представлять собой амфитеатр для «сидячего» концерта. Шоу HEILUNG таким и было, только во время исполнения завершающих выступление композиций «Futha» – «Elddansurin» и «Hamrer Hippyer», фанаты могли встать прямо под сценой и потанцевать вместе с HEILUNG. А на сцене развернулось настоящее безумие – танцевали не только музыканты, но и извивались в первобытном танце полуобнаженные (по пояс) прекрасные дикари и дикарки!
Затем, как и перед началом шоу на опустевшую сцену вышел шаман, чтобы поблагодарить духов этого места, которые были благосклонны и к музыкантам HEILUNG, и к их украинским поклонникам, и снова полетели в зал огоньки и благовония… К сожалению, как ни топали фанаты ногами, как ни хлопали, а HEILUNG на бис не вышли. Надеюсь, им у нас понравилось, и они еще не один раз привезут свою удивительную, полную первобытной страсти, танцев и воинственности, сагу.
Полный фотоотчет вы можете просмотреть здесь: www.facebook.com/pg/UkrainianGothicPortal/photos/
Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.