Интервью с Holger Troisch – владельцем HT Events и организатором фестивалей Nocturnal Cultur Night (NCN), Kasematten и E-Only
Всегда интересно иметь возможность заглянуть за кулисы фестиваля. И именно эту возможность мы хотим вам сегодня предоставить. В рамках Kasematten Festival мне наконец-то удалось пообщаться о всяком с Holger Troisch – владельцем HT Events и организатором фестивалей Nocturnal Cultur Night (NCN), Kasematten и E–Only. Тут вы найдете рекомендации о том, что стоит послушать на NCN 2017 и еще много всего интересного.
Первый вопрос естественно касается Kasematten Festival, где мы сейчас находимся. Доволен ли ты фестивалем, площадкой, идеей и тем как все проходит?
Это уже третий год, как мы его делаем, и как каждый маленький фестиваль, развивающийся фестиваль, сейчас он начинает становиться на ноги. Я счастлив, что мы можем его делать. Локация как ты сама видела, единственная в своем роде в Германии на сегодняшний день, я надеюсь, что все останется как есть еще какое-то время, и мы сможем проводить здесь и дальше Kasematten Festival, что же касается всего прочего – я доволен. Вчера все прошло без проблем и сегодня, надеюсь, будет так же.
Теперь перейдем к фестивалю NCN. Два года назад вы отпраздновали 10-летний юбилей. Понравился ли тебе этот юбилей?
Было хорошо. Хорошо сказать, что NCN просуществовал 10 лет, и после этого мы смогли продолжать дальше. В этом году пройдет уже 12-ый фестиваль. Это прекрасно и я надеюсь, что нас ожидает еще много чудесного опыта в рамках NCN.
11 лет – это очень долго, как вообще возникла идея NCN и откуда возникло название Nocturnal Cultur Night?
Название Nocturnal Cultur Night возникло в ходе того, как мы на протяжении лет искали подходящее сокращение, и на сегодняшний момент фестиваль называют просто NCN, название Nocturnal Cultur Night больше не на слуху, но на самом деле это просто Nocturnal Cultur Night и Nocturnal Cultur Night фестиваль. Nocturnal – ночной, Cultur – подходит этой сцене как крышка к кастрюле. Как возник фестиваль: идея возникла после ситуации, когда я в 2003 году помогал с мероприятием здесь в Культур парке – это было позднее лето, и я смог встретить здесь в покое рассвет, все было тихо, я видел только птиц. Я на самом деле очень романтичный человек и чувствительный и я подумал, что разбираюсь в сцене, так почему бы не попробовать. С 2003 по 2005, когда в июле прошел первый фестиваль мне необходимо было пробное время, чтобы составить для себя картину, подсоединить инфраструктуру, что можно сделать, как можно сделать. Мы начали тогда с одной сцены и одного дня, сейчас это 4 сцены и 3 концертных дня и 1 день на приезд, можно сказать 4 дня. Гости спрашивают меня о пятом дне. И я говорю – НЕТ! В конечном итоге моя команда, которая меня полностью поддерживает, самое позднее после 4 дней не захочет меня больше видеть, где-то так.
Можешь ли ты еще вспомнить свой первый фестиваль? Как он прошел? Первый раз, первый фестиваль, с группами и со всем, многое ли было не так?
Да, ты убираешь многие вещи из памяти. После фестиваля ты говоришь, что я никогда не буду делать этого снова, потому что было так напряженно, все усложнил тот факт, что в 2005 году у меня началась сильная аллергия, а я в Культур парке, где летает тополиный пух и прочее. Я принял лекарство, но оно не подействовало. В те выходные у меня не было незамутненного разума для фестиваля, это тяжело, если ты постоянно страдаешь приступами сенного насморка, я не знал где начало и конец. В последствии, все делают ошибки, из ошибок мы учимся и я думаю мы научились, иначе мы бы тут больше не были. Первый фестиваль был тотальным фиаско и в финансовом плане так же. Я могу с чистой совестью сказать, что все что тогда возникло в виде минуса, ни один счет я не оставил открытым. Все оплачено, и я могу смотреть людям в глаза с чистой совестью.
11 лет опыта это очень много, после стольких лет, для тебя как организатора существует понятие «Фестиваль без стресса»? Такое вообще возможно? Если смотреть на статистику, если возникают проблемы, то виновата техника или человеческий фактор?
Так в комплексе на все это не ответишь. Я человек, который все контролирует, моя команда ненавидит меня за это, но я за годы научился передавать часть задач моей команде, чтобы я мог расслабиться. У меня есть гениальный помошник, моя правая рука на фестивале, который все для меня сделает если я по какой-то причине выпаду, это тоже более расслабляющая ситуация для меня. И каждый год ты думаешь, я посмотрю эту группу, я сделаю это, ты выбираешь свои основные моменты на фестивале, что ты хочешь посмотреть. И на самом деле я успеваю увидеть лишь маленькие обрывки тех групп, которые я хочу увидеть или открыть для себя заново. Потому что обычно как раз в тот момент, когда я знаю, что вот эту группу я хочу посмотреть, забивается туалет, или что-то с техникой или нужно забрать группу из аэропорта и это тоже надо скоординировать. И в конечном итоге, если люди не уверены в чем-то, то они всегда идут с вопросами ко мне. Так что без стресса – нет, и по прошествии 11 лет это не так, стресс правда другой и частично позитивный, результаты которого я могу использовать в подготовке фестиваля на следующий год.
Каждый год вы стараетесь инвестировать часть прибыли в улучшение площадки. В прошлом году появилась новая Weidenbogenbühne сцена, как вторая большая. Как вы решаете, что именно будет сделано и какие еще улучшения вы планируете на будущее?
Как ты говорила, давай мы оглянемся чуть
назад. В прошлом году мы нашли нашу золотую середину. В прошлом году мы
внесли в фестиваль структуру и по возможности мы бы хотели ее
сохранить. Эта структура с 4 сценами и подходами к ним, у нас было
постоянное возрастание количества посетителей, но в разумных размерах,
не то чтобы в какой-то момент был резкий всплеск, а именно в разумных
пределах, что на мой взгляд очень важно. Для NCN
10 так уж сложилось, что мы решили, что нужно сделать кое-что еще для
путей эвакуации, потому что так много гостей. Это послужило причиной
того что к 11-му NCN
возникла новая четвертая сцена, ты никогда заранее не знаешь, что ты
будешь делать или как ты это организуешь. Но если бы меня сейчас
спросили хотел бы я сейчас что-то новое сделать, я бы сказал Ок, если бы
у меня были деньги я бы сделал новый заезд или заново заасфальтировал
или починил на территории кемпинга те 20-40 деревьев, которые были
срублены, я бы убрал, для этого что бы вытащить их из земли нужна
специальная машина для разрезки корней и чтобы эти корни вытащить нужно
за корень заплатить от 40 до 70 Евро – это суммируется в круглую сумму. В
это я бы инвестировал, чтобы дать гостю больше возможностей сделать все
еще приятнее. Каждый год всегда есть что-то маленькое – новые туалеты,
еще больше дикси туалетов – это никогда не закончится. Но основная база на сегодняшний день есть.
NCN – один из немногих фестивалей, где можно найти вкусное молодое вино (Federweißer). Каждый год на одном и том же месте можно найти этот маленький магазинчик. Он стал своего рода неофициальным символом NCN. Как вы пришли к этой идее и этому сотрудничеству?
Так называемый винный стенд. Я случайно познакомился с Павлом. Павел влюбился в локацию, он человек природы. С первоначальных отношений по аренде места появилась дружба. Я как организаторо, он как гастроном и эта дружба мне очень важна. Мелочи, маленькие дружбы очень важны в жизни и из этого возникает диалог, где я говорю приезжай на следующий год или наоборот – можно я приеду в следующий раз? Я последний, кто скажет – нет, тебе нельзя снова приехать, наоборот я рад каждый год его видеть. У него уже было такое, что он приезжал просто так на день раньше. Или приехал на неделю раньше, потому что он перепутал даты. Это забавно. В такие моменты, понимаешь – мы все люди, а не машины. Этот стенд замечательный и до тех пор, пока будет NCN, я хочу, чтобы оставался и этот стенд. Для меня это закон. А так посмотрим куда приведет нас путь.
Раз уж мы у темы питания – выбор стендов с едой на фестивале тоже нестандартный и многосторонний. Как вы выбираете стенды? На что особенно обращаете внимание?
Ох, ты ставишь меня перед тяжелым
выбором. На самом деле я открою тебе тайну, если я тебе все это
расскажу. Я сам часто хожу на концерты и фестивали и пробую многое. Я
хожу так же на выставки еды и пробую многое там и общаюсь с продавцами.
Мне важно, чтобы было много разных возможностей для еды, чтобы было
что-то для каждого, а не 20 раз одно и тоже. Так возникает ситуация, что
на мой взгляд просто прекрасно, когда гастрономы и другие продавцы
говорят: «Хольгер, у тебя замечательная локация, и здесь все так
по-семейному, начиная с твоей команды и публики – мы приедем снова». И я
буду идиотом, если я скажу, нет вы не можете снова приехать, если все
так замечательно работает. Все возникло неосознанно, выросло и
укрепилось со временем и должно так и оставаться.
У NCN всегда очень интересный состав, на этом фестивале всегда можно увидеть небольшие группы и так же те, которые очень редко играют в Германии. Кто обычно отвечает за состав фестиваля и кто принимает решение, кто играет а кто нет? Как группа может быть забронирована для выступления на фестивале? На официальном сайте есть формуляр для запросов от групп, приносит ли он что-то? Нашли ли вы с помощью него какие-то интересные группы?
При помощи формуляра мы так же уже находили группы. Состав. Фестиваль живет большими именами, успешными именами и инсайдерской информацией. Я очень многое в сцене уже видел, многие группы два, три и некоторые даже десять раз. И группы развиваются дальше, развиваются в позитивном плане во всех возможных направлениях. От себя я скажу, что это случайность найти группы, которые потом будут на верху, например KITE или LEGEND. Это группы, где я из-за внутренних ощущений говорю «Мы попробуем эту группу, это на самом деле просто предчувствие – мы потестируем их, мы попробуем». До сегодняшнего момента мне всегда везло с моими предчувствиями, могло быть и по-другому. Но это такое ощущение радости, когда ты видишь, что именно эти группы, которые ты в слепую зарезервировал, а на тот момент, это не что иное как слепое резервирование, что они нравятся публике. У тебя каждый год одна, две такие группы, у которых такое срабатывает. Мне очень важно многообразие. Я не могу целый день слушать только электро, а на следующий день только рок, а на следующий день средневековье, все выходные должны быть смешаны от индастриала, нео фолька, синти поп, ebm – выбор очень большой.
Уже два года у нас в репертуаре минимал и пост панк. Не просто так у нас в прошлом году были Agent Side Grinder, для меня лично абсолютный хайлайт. Или другие группы тоже минимал как Henric de La Cour, где я скажу, ты видишь в глазах публики сделал ты все правильно или нет, если глаза у людей блестят. Если люди начинают подпевать со второй или третьей песни – это подтверждения, и у тебя должен быть наметан глаз на такое, ты должен наблюдать за публикой, ты должен наблюдать за группами, как группы взаимодействуют с публикой. Тогда это все в целом работает. Решение по поводу состава фестиваля, кто в итоге играет, принимаю я. Выбор групп для состава делает моя команда со мной, я представляю им группы и ожидаю от них реакции – да это хорошо, можем их взять, нет этих лучше не надо. Это сообщество, мы одна команда. Я организатор NCN, но мы все одна семья, семья из 40 связанных людей, которые прикрывают мне спину и кроме всего прочего присутствуют на фестивале, они берут отпуск, потому что у всех постоянная работа и говорят: «Хольгер, эту неделю или 14 дней мы хотим создавать фестиваль вместе с тобой». Так и с Kasematten Festival и с E-only Festival, и я очень счастлив этой семье, никто себе такого не может представить, возможно ни один организатор, что у тебя в команде друзья, которые тебе помогают.
NCN известен тем, что ни одна группа не играет на следующий год после своего шоу в текущем году. Последние годы правда было много исключений из этого правила. Первое, о котором я могу вспомнить и тогда группа была заявлена на двух фестиалях NCN и Blackfield два года подряд. Что такого особенного в LEGEND, для которых ты сделал такое исключение? В этом году ситуация так же повторилась для KITE, что особенного в них для тебя?
Это не совсем так. У нас уже давно есть голосование, где большинство решений принимается какие команды могут на следующий год опять выступить. Такое у нас 4 или 5 лет. Группы, которые из-за проезда требуют дополнительных затрат и прочее, тут решение принимаю я. Я как организатор взял себе право сказать, вот эту группу я хочу посмотреть на выходных, потому что она мне лично очень нравится. Я использую это право, чтобы выбрать пункт в программе и сказать – вот эту группу на следующий раз снова, на другой сцене, в другой слот, чтобы они получили от людей больше паблисити. LEGEND были супер, KITE сделали потом квантовый скачок и на других фестивалях и тд. Я так думаю, с прошлого года „Me the Tiger“ приедут снова. С этой группой, это уже третий раз, когда я так делаю, и я для себя решил оставить это правило. Так что это мое личное решение по моему желанию.
Хольгер, чтобы делать фестиваль, человек должен быть меломаном. Какую музыку ты сам любишь слушать? Какие твои любимые группы? Можешь ли ты назвать Топ 3 или Топ 5 твоих любимых групп?
Моя семья ненавидит меня за мою комнату с
дисками. Можно было использовать ее под что то другое, но это моя
святая святых. 5 групп, которые повлияли на мою жизнь, я могу в любом
случае назвать одну группу – U2, я их большой фанат и они на меня очень повлияли с самого начала и до сегодняшнего дня. Следующая группа Sisters of Mercy, еще Anne Clarke очень сильно на меня повлияла, Joy Devision и в конечном эффекте, если посмотреть на сегодняшний день, это так как есть, с тех пор как я первый раз увидел KITE на фестивале невозможно представить мой mp3 Player, CD Radio,
и музыкальную установку дома без них. И я слушаю их очень регулярно и
тут я счастлив и рад. Я могу назвать еще сотни других групп, но я назвал
просто тот спектрум, где я частично изначально начал, и они до
сегодняшнего для мне очень-очень интересны. Большие группы, такие как Pitchfork, VNV Nation – гениальные группы, гениальные шоумены на сцене, просто шикарно, меня удивляет каждый раз как Steve Nagavi из And One может выступать 3 часа перед публикой.
Мое уважение им. И это удается многим другим группам, мы можем
продолжать бесконечно с именами. Это только пару имен тех, кого я слушаю.
Какой группе/группам ты особенно рад на фестивале этого года? Есть ли у тебя тайные советы?
Ох, 50 групп, и я сейчас опять должен выбрать одну. Так, что я обязательно хочу увидеть, дай быстро подумать – Drangsal. Это для меня нечто очень интересное, арабское, я видел их на WGT, к сожалению, совсем сзади в Kupelhalle на второй концертной сцене и в плане звука там не совсем удалось. Об этой группе я бы хотел сложить спокойно свое мнение на NCN.
Есть ли большие группы, которые на NCN никогда не играли, но ты бы очень хотел их видеть в качестве хедлайнера?
Их много. Проблема в том, что тут я ограничен, объем NCN – максимум 2500 человек. Если ты немного умеешь считать, и немного экономически думаешь, то ты сразу понимаешь, что с 2500 посетителей ты не можешь сделать открытие в фестивальной сцене, темной сцене, что касается больших имен. Или случается ситуация, когда группа говорит, такая клевая локация или может такой хороший организатор, я не знаю – мы хотим там выступить, тогда можно поговорить о соответствующем гонораре, но всегда будут группы, которые для меня недостижимы для NCN, но которые мне бы хотелось видеть на фестивале.
С 2015 года HT Events организует так же Kasematten и E-only фестивали. Это очень много работы и времени. Повлияли ли эти дополнительные фестивали на NCN, потому что вы должны делить ваше время на большее количество мероприятий или же NCN, как и прежде сохраняет приоритет?
Я стараюсь подготавливать одинаково все фестивали. Конечно же NCN требует большего количества времени из-за размера и количества групп. Я скажу так, до тех пор, пока мне доставляет удовольствие это делать, я буду это делать. Если я когда-нибудь замечу, что это больше не так ка должно быть, как бы мне не было жаль, но я закончу. Когда это будет – может завтра случится, может через 10 лет, это никто не знает. До тех пор, пока моя команда прикрывает мне спину, я буду это делать. Если моя команда когда-нибудь скажет, что мы не можем больше, по причине работы или семьи, что абсолютно нормально, и речь тут идет о моей большой постоянной команде в которой около 15 человек. Если из них кто-то один начнет говорить, что он прекращает, то я начну думать о том, как долго я хочу заниматься этим дальше, потому что мне важнее дружба, чем мой счет.
В прошедшие годы я выучил, что человек больше рад другому опыту, чем состоянию счета. Есть намного более важные вещи в жизни. Деньги нужны, чтобы жить. Но с очень малым количеством денег можно делать прекрасные вещи, переживать и жить без страха о следующем утре.
И в завершении пару слов нашим читателям и посетителям NCN фестиваля:
Приезжайте снова в таком же хорошем настроении, как последние года, будьте счастливы, что мы можем проводить NCN, и я надеюсь, что у нас будет хорошая погода, хотя в рамках NCN это абсолютно непредсказуемый фактор на сентябрьских выходных. У нас уже был минус, у нас было +40 градусов на Солнце и в этом плане все возможно. Мы двигаемся вперед и не стоим на месте, мы развиваемся дальше и в будущем это останется так же.
Interview by Daria Tessa
Pictures by Daniela Vorndran (http://www.vorndranphotography.com / http://www.facebook.com/blackcatnet)
Редактор, фотограф, організатор фестивалів, представник Українського Готичного Порталу в Україні та Німеччині