DEUTSCH NEPAL. САЛЬВАДОР ДАЛИ «ТЁМНОЙ» МУЗЫКИ
Мало кто мог предположить в 1991 году, когда на саб-лейбле [тогда ещё не] легендарного «значка» Cold Meat Industry вышла тиражом всего в двести штук невзрачная с виду кассета, что артист, записавший её, буквально через пару лет станет узнаваемой и одной из главных фигур на мировой сцене dark ambient’ального крыла industrial’ной музыки. Назывался тот дебютный релиз Deflagration Of Hell, а сам загадочный соло-проект – DEUTSCH NEPAL. Мрачный гипнотизирущий микс из вязкой и зачастую рваной эмбиентальной атмосферы, вербальных и не очень семплов, нанизанных на ржавую арматуру жёсткого индастриэла и присыпанный сверху самыми разнообразными шумами, – вот что явил ДОЙЧ НЕПАЛ миру авангардной музыки. Инновационность, специфичность, часто – выставленный напоказ примитивизм, завораживающая цикличность ритма и, вместе с тем, общая разнообразность стали визитной карточкой проекта, вскоре заслуженно достигшего «культового» статуса в андеграунде. На протяжении карьеры Питер мастерски лавировал между двумя главными своими издателями – Staalplaat Records и Cold Meat Industry, время от времени не гнушаясь выпускать работы также и на других известных ценителям подобного звукового творчества лейблах – Old Europa Cafe, Ant-Zen и проч. С начала 90-х годов прошлого века Лина Бэйби Долл – в миру Питер Андерссон – экспериментировал со звуком непрерывно. Былая нигилистичная резкость, хаос и сухость саунда сменялись упорядоченными структурами, подобием мелодики, эпичностью, если хотите… Монотонно-отрешённый и буквально опутывающий сознание бит барабанов уступал место настоящему нео-готическому декадансу звука, влажно-обольстительному, психоделичному до помутнения рассудка… Прямо-таки «советский» постконструктивизм снова скатывался к ретро-эксплорациям Маэстро, тонул в мягких электроакустических саундскейпах и шепчущих заклинаниях… На последних релизах появилась даже до того отсутсвующая у DEUTSCH NEPAL «фишка» – тексты и, как это ни странно… музыка. Оказалось, кроме монотонного бормотания и резких выкрикивания Питер умеет ещё и петь довольно приятным голосом: вслушайтесь, для примера, в композицию «No Rule».
В общем и целом, о стилевой принадлежности творчества Лины Бэйби Долл можно сказать следующим образом: его, это творчество, только лишённый воображения и здравого рассудка слушатель может, не колебаясь, запихнуть в картотеку под ярлыком «постиндустриальный даркэмбиент» или «это что-то готичное». Явление сие вполне оригинально для того, чтобы не быть, гм, «каталогизируемым». И тем более в словесной форме. Эклектичность DEUTSCH NEPAL позволила проекту стать известными во многих смежных и/или близких «по духу» музыкальных сообществах. И если кто-нибудь скажет вам, что, мол, это – “всего лишь шум, который может сгодиться лишь для того, чтобы поставить его на фон во время рутинной и однообразной работы”, – рассмейтесь такому негодяю в лицо. Ибо в корне неправ он будет.
Концентные шоу Лины – по другому это действо не назовёшь – отточено-концептуальны. Они в той же, если не большей степени гипнотизирующи, как и сама музыка Питера. Фантасмагорические проекции на стенах, калейдоскоп пёстрых фрактальных изображений, – непременная визуальная составляющая любого концерта DEUTSCH NEPAL. Маэстро, который в сполохах света и лучах софитов колдует над аппаратурой, вокализирует и при этом не забывает прямо на сцене курить «Мальборо», а также – куда ж без этого?! – отхлёбывать из заранее припасённой бутылки пива. И пускай на словах это всё выглядит по меньшей мере забавно, если не сказать – примитивно, «вживую» такого впечатления не возникает. Потому что этот человек – мастер своего дела. Профессионал – он и с цыгаркой/пивом профессионал. Поистине шаманское шоу!
Но хватит пространных вступлений, автор слегка увлёкся, простите ему. Ближе к нашему интервью… Изначально у нас с Линой был неофициальный договор – не спрашивать много и подробно привычные любым музыкантам вопросы вроде «расскажите вашу историю», «о чём ваши песни», «кто повлиял на ваше творчество» и прочую муторно-скучную рутину (только представьте себе, сколько раз за карьеру музыкант вынужден отвечать на эти вопросы – это же ужас просто…). Надо сказать, даже без этого, казалось бы, неизбежного зла всех интервью, разговор получился на редкость позитивным, в достаточной мере информативным, часто смешным, а иногда и вовсе скатывался в интересный материал для исследования в психлечебницах. Мы считаем, если говорить упрощённо и кратко, что музыку должно слушать, а не обсуждать её. В общем, ниже вы найдёте небольшую частичку словесного портрета одной из культовых на «тёмной» сцене фигур, единственного и неповторимого музыканта-шоумена Лины Бэйби Долла. Итак, приступим!
Классная музыка очень близка к примитивному языку.
Дени Дидро
Часть первая. Музыкальная
Привет, Лина! Нам нужны самые последние новости из стана ДОЙЧ НЕПАЛ. Итак, в двух словах.
Приветы! В двух? Не вопрос! Украина и Россия. (Интервью застало Лину за сборами перед самым отлётом в наши страны. – Прим. авт.)
Лаконично, класс! Попробуешь описать свою же музыку в понятиях… температуры, формы, цвета и агрегатного состояния? Думаю, читателям весьма интересно убудет знать, каким видит собственное творение создатель.
Необычный вопрос, сейчас подумаю… В общем, ДОЙЧ НЕПАЛ – это сферическое нечто, дрейфующее в космическом пространстве… Никому нет до него дела, но лишь до того момента, пока эта штука не войдёт в верхние слои земной атмосферы. Температура резко повышается, начинается плавление и неконтролируемое возгорание. В мрачно-чёрных небесах непроглядной ночи, думаю, всё это выглядит красиво и… устрашающе.
Питер, скажи честно, какие категории населения – твоя, скажем так, «целевая аудитория»? Прыщавые юнцы, прогрессивная молодёжь «за 25 лет», зрелые меломаны… Кто?
Скорее всего, моя музыка – для безумных престарелых дамочек, шныряющих вокруг на своих ходунках-роляторах. Медленный пульсирующий бит и «обволакивающие» саундскейпы делают для них доступным танец призраков… Ничего другого они танцевать не смогут. А под ДОЙЧ НЕПАЛ – запросто. О, а ещё я знаю, что у них водятся денежки, надёжно упрятанные «на чёрный день» в их старомодных сумочках. (Ну что, ребята, как такой ответ, а?! Это вам не нудное зудение «правильных» музыкантов вроде «да, конечно, нас слушает молодёжь, но и более старшее поколение не чурается… хэй, мы вас любим, фэны!» – Прим. авт.).
Хорошо «задвинул», кхе-кхе… Вероятно, надо принять не только 100 грамм на душу, чтобы уловить идею. Но это – чуть позже. А пока поведай нам, пожалуйста, что ты можешь сказать в свою защиту на «обвинение» в том, что Erotikon, последний полноформатный альбом, преданным фэнам, которые души не чают в твоих ранних релизах, кажется, скажем так, в какой-то мере «примитивным» и – я произнёс это? – «попсовым»?
Ну-у… В приниципе, мне и оправдаться-то нечем. Вполне корректное обвинение, ничего не могу добавить. Буквально всё было лучше в «старые добрые» времена, а самое худшее (даже для DEUTSCH NEPAL) нас ещё поджидает впереди, ребята! Так что, как видишь, мне нечего сказать в свою защиту.
Послушай, а что вообще должно случиться глобального масштаба, чтобы ты навсегда «завязал» с музыкальной деятельностью?
Ну ты хватил – «глобального». На самом деле, для этого нужна самая малость… Скажем, «пузырь» доброй водки. Хе! Хотя нет, подожди… Это ведь будет лишь временное «прекращение музыкальной деятельности», так? Гм. Тогда не знаю ответ на твой вопрос.
Питер, если я попрошу огласить список хотя бы из нескольких музыкантов, групп, проектов, просто творческих личностей, которых ты мог бы назвать своими «братьями по оружию» (в смысле, из поколения саунд-конструктивистов), кто это будет?
Я слегка не уверен в том, кто захотел бы быть моим «братом», как ты выразился. К тому же такую музыку как ДОЙЧ НЕПАЛ играют вообще единицы… Так что тут есть сложности с определением «братцев». Но, если взять немного шире и слегка поразмыслить, то можно сказать, что я чувствую некое родство со многими группами/проектами из моего поколения суперзвёзд индастриэл-музыки, хе-хе-хе. (Довольно хихикает.) GENOCIDE ORGAN, BRIGHTER DEATH NOW, TRAUM, BLOOD AXIS, ANENZEPHALIA и другие.
Если ты всё же не позволишь упасть знамени DEUTSCH NEPAL, то с кем из творческих личностей хотел бы попробовать поработать вместе? Если есть желание, конечно.
Таких много. Элвис Пресли, Долли Партон, REUTOFF, ABBA, Серж Гинсбур, MAGMA…
Есть только одно различие между безумцем и мною. Я не сумасшедший.
Сальвадор Дали
Часть вторая. Личная
Признаюсь, у тебя один из наиболее странных псевдонимов, которые я только знаю. Многих вгоняет в ступор то, что шведский мужик Питер Андерссон зовётся Линой Бэйби Долл…
Я никогда и никому не открывал секрет своего сценического имени. Пускай это так и останется тайной, окей? Но, чтобы сильно не мучить тех, кому не терпится узнать хоть немного правды, скажу только, что в прошлой своей жизни я был женщиной.
Вот как? Забавно. А ещё общеизвестно в узких кругах, что между словами «Лина Бэйби Долл» и «алкоголь» можно запросто ставить знак позитивной корреляции. Разве нет? Уже насобирал с продаж релизов достаточно финансов для новой печени?
(Радостно и с изрядной долей сарказма.) Всё верно! Я работаю лишь для того, чтобы «квасить» за счёт других! Печень? Я богатенький алкоголик, так что и так всё время подключён к аппарату для диализа. Скоро буду в Киеве, и если угостите меня вашим местным пивом – не откажусь, я люблю все сорта, хех.
В жизни каждого из нас есть вещи или явления, которые для нас неприятны/раздражающи, и которых мы стараемся избежать. Как насчёт твоих «демонов»?
Занимательная мысль и вопрос… Знаешь, у меня в летнем домике живёт несколько просто чудовищных крыс, и я понятия не имею, как их оттуда вытравить. Более того, так как мой домик расположен в лесистой местности, за моими индюками (да-да, у меня есть мелкий домашний скот!) в последнее время повадились наведываться лисы. Чёрт, я пару раз заставал их уже за «трапезой» – сидит себе такой рыжий чёрт и жуёт моего ещё тёплого индюка! Ненавижу этих созданий и стараюсь время от времени палить в них из ружья, если удаётся выследить. Но всё, чего я добился таким способом – это парочка застреленных индюков… Так что, как видишь, неприятностей (да какое там – просто отвратительных неприятностей!) хватает и у меня.
Идём дальше. Сейчас будет провокационный вопрос. У каждого из нас есть тщательно скрываемые от окружающих привычки и пристрастия. Наберись храбрости и как на духу выложи нам что-нибудь из своего икспириенса… Предупреждаем: ответы в стиле «идите лесом, ребята; это моя жизнь и никому ничего я не скажу» не принимаются!
Это… Как его… Ну, в общем, я часто ковыряюсь в носу. Когда никто не видит, конечно. Просто не могу совладать с собой – эта привычка преследует меня с малых лет!.. Я знаю, я единственный из ныне живущих людей, который делает это! (Хохочет.)
Зная, что ты – ценитель хоррор-фильмов, хотелось бы услышать мнение о последних новинках массового проката вроде «Обители зла-3», «28 недель спустя», «Пилы» и проч. Или олд-скул поколение выбирает олд-скул слэшеры?
Я выбираю немецкое олд-скул порно! Хм. Хотя между ним и хоррорами зачастую разницы-то особо и не видно… (Смеётся.)
Артист – это человек, ведомый демонами. Он понятия не имеет, почему они выбрали именно его и, как правило, обычно он слишком занят, чтобы вообще задумываться над этим.
Уильям Фолкнер
Часть третья. Странности и маразмы
Как тебе известно, везде, у каждого народа, есть собственные аутентичные традиции – от серьёзных и уважаемых до смешных и пустых. Вот смотри: например, у нас принято закусывать водку солёным огурцом, тогда как уже в Чехии, которая расположена поблизости от Украины, о таком «обычае» даже не слыхали. Что из шведских традиций может показаться странным для чужаков?
Водка и солёный огурец? А что, звучит очень вкусно! Надеюсь, когда буду у вас, не забуду попробовать такое заманчивое угощение. (Улыбается.) Шведы раз в году едят гнилой харинг (так называется местная разновидность сельди) под водку – этот экслюзивный деликатес тут называют сюрстреммингом. Он источает такой смрад, что вонь дерьма покажется вам запахом роз по сравнению с ним! Традиция пробовать эту «вкуснятину» на банкетах создала немало проблем для шведов, которые живут за границей: кроме них, такого «икстрима» там никто не понимает. А также это создало не меньшие проблемы Роджеру Карманику, который как-то выступал на концерте в Афинах со своим проектом BRIGHTER DEATH NOW. Когда он был на сцене, мы вынесли туда блюдо и открыли его… После концерта нам всем пришлось спешно ретироваться от разгневанного менеджера клуба – рыба провоняла всё заведение! (Довольно хохочет.)
Какой ужас… Не вздумайте устроить такой теракт в нас в Киеве – останетесь без слушателей, хех. Ладно, забыли о гнилой рыбе (фу!). Лучше скажи, есть ли что-нибудь на свете лучше, чем секс?! (Чёрт побери, спросил это и тут же подумал, что прозвучало сие не менее маразматично, чем вопрос в стиле «есть ли жизнь после смерти?».)
С тобой никогда не случалось такого, что в какой-то момент, когда ты мотался по делам по центру города, тебе вдруг невыносимо начинало хотеться посетить ватер-клозет? Боги, да в такие минуты весь мир сужается до размера одного маленького сортира! И ты рыщешь по улицам и нигде не можешь отыскать хотя бы один функционирующий WC!.. И когда в голову лезут уже самые мрачные мысли, а весь твой мир начинает рушиться, ты вдруг натыкаешься на чистенький и свободный туалет, в котором можешь торчать хоть часами! Знаешь, в такие мгновения никакой, даже самый великолепный секс не сравнится с тем диким восторгом, чувством необузданной радости и облегчения… Так что ответ на твой вопрос – да, есть вещи лучше секса.
Когда-то я одном из интервью мне довелось спросить одного известного муздеятеля, знает ли он, кто такая Руслана (речь шла об украинской певице), на что последовал невозмутимый ответ: «Понятия не имею. Наверное, какая-то из твоих любимых порнозвёзд!».(Лина реагирует смешком.)Тебя спрошу о более известной личности – не подведи! Так кто такая Юлия Тимошенко?
О, Юлия Тимошенко! Ещё бы я не знал… Она – очень могущественная женщина в Украине. Красива, как куколка, и богата, как тролль. Это наша шведская пословица такая (на английском языке звучит рифмовано – «beautiful as a doll and rich as a troll» – Прим. авт.). Меня всегда очаровывали сильные и властные женщины. Ваша Юлия великолепна.
Лина, последнее из «странноватых» заданий – и перестаём мучить тебя маразматичными вопросами. Итак, традиционная игра в ассоциации, любимая многими психологами.
Наци – народное движение из Германии родом… или что-то в этом духе.
Малдер и Скалли – также, кхе-кхе, «народное движение», но уже из США… в общем, мне наплевать…
Хардкор (жанр порно) – Нет, спасибо! Мне уже давно успело наскучить до смерти.
Хардкор (музыкальный стиль) – Агрессия – классная движущая сила.
Кровь – …солёная на вкус… или это была какая-то иная телесная жидкость? Надо пойти проверить… Ох, чёрт! Это же моча! (Дико хихикает.)
Самогон – Это, конечно, не водка… Но, ради бога, я ж не привередлив.
ABBA – «Thank you for the music, the words you singing / Тhanks for all the love you bringing / Who could live without it I’m asking you honestly / Who could that be… / So I say thank you for the music / For bringing it to me…»
Женский бокс – Респект! Куда лучше, чем жалкая стандартная драка двух тёлок с вырыванием волос и несильными шлепками…
Джордж Ромеро – (С ухмылкой.) «The Man with the leaving Bread» …или как там оно называлось? Хм-м-м…
Латекс – …и «золотой дождь». Сорри, ошиблись адресом, это не мое.
Зубная боль – Только не это!!!
Часть последняя. Концертная
Общеизвестно, что Швеция по уровню жизни занимает одну из наиболее топовых позиций в мировом рейтинге. Принимая это во внимание, не считаешь ли, что на новогодние праздники в наших странах тебя ждёт нечто вроде культурного шока?
Думаю, разница между уровнем жизни в Швеции и, например, Украине не так уж и велика на сегодняшний день. Лет двадцать назад мой ответ был бы, конечно, другим. Но не сейчас. Знаешь, время от времени мы чувствуем себя «испорченными» (избалованными) жизнью в Швеции… Ведь крупных проблем и потрясений у шведского народа не было, наверное, уже лет двести. В то же время люди, живущие в странах, как ты сказал, 3-го и 2-го миров, имеют достаточное причин гордиться тем, к чему мы, шведы и многие другие европейцы, никогда и близко не подходили. По-моему мнению, все пертурбации и испытания, которые выпадают на долю ваших народов, делают вас только сильнее и гибче, т.е. вы куда более приспособлены к выживанию, чем изнеженные комфортом европейцы. Мы же здесь почти на бессознательном уровне воспринимаем все доступные удобства как само собой разумеющееся.
Ожидаешь чего-нибудь особенного на твоих концерах в Украине? Или все они одинаковы по ощущениям – будь то в Германии, Норвегии, Греции или Украине?
Практически все выступления различаются, как и сами страны. На Западе люди, приходящие на подобные концерты, больше сосредоточены на общении друг с другом, чем на восприятии самой музыки; в ваших же странах они приходят на концерт просто «оторваться». Так что я жду классных впечатлений от этих вечеринок и приятного опыта выступления в вашей столице. Надеюсь на классное празднование Нового года в Крыму, а также на горячий приём поклонников такой музыки в Киеве 4 января!
Чтобы твоё выступление было захватывающим, интересным и совершенно не скучным, учитывая стиль музыки, тебе нужно предоставить…
…бесплатное пиво (много!), кого-нибудь в понимающие помощники, кто подключил бы всё моё оборудование, а также пространство, чтобы что-нибудь раздолбать, хе-хе!
Что ещё нужно знать о тебе давним поклонникам творчества ДОЙЧ НЕПАЛ, а также тем, кто просто придёт 4 января на твой киевский концерт, чтобы впервые услышать/увидеть Лину Бэйби Долл in action? Есть что-нибудь особенное?
Ох, я успел за время гастрольной дейтельности поработать с таким огромным количеством самого разного народу, что и не счесть их всех. Чаще всего все оставались довольны – и я, и организаторы, и любители музыки. Что должны знать фэны? Да ничего особенного, вроде бы… Я не слишком требовательный… Мне не нужно чего-нибудь «этакое» на концерте – с лихвой достаточно просто классных, «врубающихся» и толерантных посетителей. Я никогда не лезу со своим уставом в чужой монастырь… Другими словами, я умею приспосабливаться к стране, людям и месту проведения концерта, а никак не наоборот, ведь я пока ещё не стал заносчивой рок-звездой.
Во время блиц-турне DEUTSCH NEPAL по Украине и России ты будешь играть в одной «обойме» с питерскими нойз-авангардистами ШУМЫ РОССИИ. Как тебе их творчество и, вообще, чего ожидаешь от них, как людей, с которыми проведёшь не один день?
Как мне кажеся, эти ребята играют нечто вроде свободного от закостенелой формы эмбиента. Никогда не знаешь, чего ждать от них: звуки их «музыки» могут быть хаотичными и адски жёсткими, а в следующий момент смениться более упорядоченными контструкциями, нежными, воздушно-невесомыми и приятными. Классные они люди, я так думаю.
Что ж, Питер, огромное тебе спасибо за уделённое время, твоё терпение при ответах на некоторые непривычные вопросы и – главное! – за желание сделать интервью, отличное от стандартного «шаблона». Потрудился ты на славу. Что ж, теперь ждём тебя 4 января в Киеве! И пока до этой даты остаётся целых две недели, пожелай нам чего-нибудь напоследок. Контрольный словесный выстрел от Lina Baby Doll, так сказать…
Последние слова всегда сложно подобрать, потому что всё равно после них что-то ещё хочется добавить. Думаю, для этого вполне сгодится цитата TUXEDOMOON (легендарная электронно/джазовая авангард-группа – Прим. авт.). Не стоит её переводить. Вот она: «In a manner of speaking I just want to say / That I could never find a way… / To tell you everything by saying nothing». Спасибо за интерес к DEUTSCH NEPAL! Увидимся в Украине, ребята!
© Negve (21.XII.2007)
Напоминаем, что концерт DEUTSCH NEPAL при поддержке кудесников звука из Санкт-Петербурга ШУМЫ РОССИИ в рамках “Dark Winter Party” состоится 4 января 2008 года по адресу: ст.м. “Оболонь” (150 м от выхода из метро), 4-й этаж развлекательного центра “Дивосвіт”, клуб “SkyHall”. Начало в 20:00.
PS: Полную версию интервью вы сможете найти в будущем выпуске журнала “Gothica” (№8).
PPS: Просим авторов фотографий, прилагающихся к интервью, связаться с нами для обозначения копирайтов.
Представник порталу у Києві. Редактор, автор матеріалів, дизайнер. Організатор вечірок та фестивалів. GOTHIC.COM.UA ex-dj. З УГП разом із 2004 року.