Menuo Juodaragis – 2001 (Black Horned Moon – Чернорогая Луна) 24-26 августа, 2001, п.Судейский (рядом с г. Утена). Нео-фолк / experimental / gothic фестиваль в Литве.

Впечатления by Svetlana “Valkyria” [корреспондент gothic.com.ua  в Латвии]

Пролог

С 24 по 26 августа проходил на земле литовской фестиваль Menuo Juodaragis (что в переводе означает “Чернорогая луна”). Место проведения – местечко Судейкиай, в 12 км от районного центра Утена на северо-востоке Литвы. Судейкиай представляет собой крохотный поселок рядом с удивительно красивым и чистым озером Алаушас.

На главной улице Судейкиай расположены пара магазинов, местный Дом культуры (именуемый также Woodenhouse), местная администрация/почта, а также школа и церковь. Все дома – частные, и в каждом дворе имеется свой колодец. Идиллия.

ПРИБЫТИЕ

Дорога до Судейкиай заняла около шести часов в общей сложности, по маршруту Рига – Паневежис – Утена – Судейкиай. Покопавшись в воспоминаниях, я решила, что отрезок пути Паневежис – Утена займет часа два с половиной, и в Утена я буду после пяти вечера. Как раз – за час-два до начала феста, останется время осмотреться и выяснить, кто знакомый есть поблизости. После населенного пункта под названием “Anyksciai” дорога начала напоминать серпантин – сплошные холмы среди полей и еловых боров. Как раз создавалось впечатление, что я еду на языческий фестиваль – красивая природа, что-то, отличное от уже знакомого… иногда на развилках попадались стилизованные фигуры, вырезанные из цельных бревен (почти языческие идолы J), или же деревянные указатели на цепях… словно указывавшие дорогу к замкам с привидениями.

Прибыв в Утена, я зашла в здание автовокзала. Ни одна из двух касс не работала, поэтому пришлось вспомнить опыт прошлого года и зайти в диспетчерскую спросить, когда будет автобус на Судейкиай. Увы, последний ушел в 14:50, а следующий будет в… десять двадцать утра завтра. Ну извините, до завтра я ждать не буду. Я направилась на стоянку такси.

Я с восторгом узнавала когда-то виденную местность … возле Woodenhouse клубились волосатые металхеды. Ура, я на месте. Восприятие народа начинает начинаться с маек – сначала смотришь, что на T-shirt, потом уже на фэйс.

Как корреспонденту Украинского Готического Портала ( www.gothic.com.ua ) мне выдали закатанную в пластик карточку на шнурке с эмблемой фестиваля и надписью “media”, а также буклет с программой фестиваля – такие буклеты выдавались всем купившим билеты. Там была не только программа, но и информация обо всех участниках фестиваля, в том числе их контактная информация. Участники и гости фестиваля имели возможность расположиться на ночь или в спортзале местной школы (за 4 лита на все время феста), или в кемпинге на лугу рядом с озером (бесплатно, но для этого нужно было брать с собой палатку), или же у местных жителей (5 долларов за ночь). Дешево и удобно. На лугу возле озера были поставлены несколько скамей из цельных бревен, которых в прошлом году не было. Также новостью для меня была небольшая деревянная пристань – прочные кладки с перилами в расширяющейся части. На соседнем лугу расположился палаточный городок – палаток было много. Из деревянной беседки на лугу, где расположилась довольно большая компания металхедов, доносились звуки акустической гитары – народ пел “Все идет по плану”. Вспомнив, что я нахожусь здесь еще и в качестве корреспондента, я решила прогуляться до дорожного указателя “Sudeikiai”, который я хотела заснять как логическое начало фоторепортажа о фесте.

ВЕЧЕР ПЕРВЫЙ


Церемония открытия фестиваля должна была начаться в 19:15 на горе Alkakalnis где-то поблизости. Мы с литовскими твоарищами решили пойти искать ее, чтоб не в последний момент. Вроде это должно было находиться метров через восемьсот за городком. Мы прошли в указанном направлении, наверное, километра два, не заметив хоть сколь-нибудь примечательной горы. Причем дорога за пределами городка переходила в грунтовку, и за каждой проезжающей мимо машиной поднимался здоровый пыльный шлейф. Наконец мы сообразили, что что-то далеко нас занесло, и повернули назад. В конце концов мы таки нашли эту гору – оказалось, просто что-то среднее между небольшим холмиком и лугом.
Там потихоньку собирался народ. Наконец со стороны городка послышались народные песни в сопровождении глуховатых ударов барабана, и минут через пять на тропинке, ведущей на луг, появилась процессия, возглавляемая командой Kulgrinda в национальных костюмах. За ними колонной шли остальные участники и зрители. С песнями они приблизились к нам и стали становиться в круг вокруг кострища с уложенными на нем поленьями для нового костра. Церемония открытия на “горе” заняла около получаса – в основном пели народные песни. Эх, если бы я еще понимала по-литовски… J

Затем вся процессия двинулась назад, к Woodenhouse. Все вошли туда, там Kulgrinda снова встали в круг и пели народные песни. Два участника команды выложили посередине что-то вроде огненного креста (языческий символ) из маленьких свечек, и зажли их. Получилось очень красиво, я щелкнула кадр (он не получился L). Один из товарищей, бывших рядом, иногда комментировал песни. Выступление в Woodenhouse продолжалось около 40 минут. Из-за временнЫх задержек программа отличалась от той, что была указана в буклете фестиваля. Потом ди-джеи поставили какую-то не известную мне команду немецкого EBM, мне это понравилось.

Далее на сцену вышел дуэт KOPA (проект известного литовского акта GIRNU GIESMES). В буклете они значатся как “dynamic bewitching ambient-trance-folk”. На мой взгляд, фолка там было все-таки слишком мало, чтобы его упоминать отдельным пунктом, а все остальное было и вправду динамично. По-моему, очень даже неплохо, но я вообще-то и непритязательна J. Также, приятно было отметить, что в этом году больше зрителей осознало сущность понятия танцпола, и танцующих хватало. В прошлом году вашему корреспонденту пришлось начинать танцсет в гордом одиночестве…

После KOPA – непосредственно GIRNU GIESMES (“Песни Жерновов”). Они исполнили три композиции (к сожалению, я не знакома с дискографией ГГ в подробностях, поэтому не смогу назвать композиции поименно %) – материал варьировался от dark industrial/trance до dark ambient, с примесью ritual. Последняя композиция была очень powerful, действительно “завела” зал.

После Песен Жерновов вниманию аудитории был представлен проект c непроизносимым названием k984theFungalKingdom. Лидер проекта – американец литовского происхождения Кимо Арбас (на слове “американец” смело можем поставить ударение J). Стиль я бы описала как avantgarde pseudo power electronics, с граулингом и чистым вокалом. Впрочем, рык тоже был “чистый”. Здесь требуется небольшое отступление: меня слегка удивило то, что все проекты, так или иначе имевшие отношение к индустрии, имели незапримоченный вокал, что слегка обламывало. Позже, поговорив с организаторами, я выяснила, что это – непреднамеренно, и не все так плохо, просто вышел облом с тем аппаратом, который обещался некой общественной организацией и предполагался к использованию, но в последний момент все благие намерения пошли прахом, и в результате аппарат имелся только тот, что организаторам удалось найти и собрать за два дня до фестиваля. На вокалах не было никаких эффектов вообще, даже delay. В выступлениях метал- и готик-команд это было не так заметно, как на командах индустриального толка. Что же до “грибного королевства”, то для меня это прозвучало слишком уж авангардно, и я вышла на свежий воздух.

Далее сцену заняла легенда латвийской метал-сцены – команда SKYFORGER (стиль – pagan metal с явными black влияниями, хотя материал второго альбома более “rock’ish”). Настраивались они довольно долго, минут двадцать. Впервые за время концерта у сцены поставили охрану, и не зря. Народу в зале стало резко больше, сразу видно, что в Литве SKYFORGER’ов знают и нежно любят. Вокалист Петерис объявлял и комментировал композиции на великом и могучем, что лично меня вполне устраивало J. Выступление прошло на одном дыхании, меднолобые металхеды наконец-то всласть попрыгали и потрясли ботвой. Се длилось недолго, каких-нибудь минут 40-50, а потом…

Потом на сцене появилась команда, в стиле которой нельзя было ошибиться: молодые люди имели вид и прикид 100%-но готический, платье-сеточка на вокалистке это подтверждало. Участники команды имели на лице готический грим (на мой взгляд старого блэкера, не сильно отличавшийся от корпс-пэйнта, просто затемненные области вокруг глаз имели форму, более приближенную к анатомически правильной J) Команда именуется ANAPILIS, исполняют они немного меланхоличный, но сильный готический рок и после первой же песни я решила, что они заслуживают быть представленными более подробно. Насладившись их выступлением, я злобно перехватила команду у дверей клуба и договорилась о возможности интервью для Украинского Готического Портала (gothic.com.ua) по Интернету.

Продолжил программу проект с оригинальнм названием Coal Color Amplifier (CCA). Материал – power electronics/noise, причем с явным уклоном в сторону NS. Вокалист радовал глаз “индустриальной” прической (см. фото), а также майкой BRIGHTER DEATH NOW “Innerwar” (можно полюбоваться там же). Музыкально материал был хороший, но чистый вокал с power electronics обламывает, согласитесь. Еще можно было порадоваться характерным жестам и крикам “white power” (привет GENOCIDE ORGAN), ну это если уж очень хотелось.

Далее имел место короткий DJ-сет материала дарк электро, после чего на сцене явился единственный и неповторимый участник проекта McKaras. Если бы меня попросили охарактеризовать его выступление одним словом – я бы сказала “драйв!!!”. В программе фестиваля было указано, что данное шоу будет смесью “hard house, techno & hard trance”. Поскольку я в этих стилях ни черта не смыслю, приходится принимать это определение на веру. 

После выступления проекта McKaras я слегка удивилась, увидев на сцене состав следующей команды – тот же самый Mr. McKaras за аппаратом, и организатор, ведущий и просто человек многих достоинств Mr. Ugnius Lioge – на вокале (незапримоченном, блин J). Оба участника переоделись в белоснежные Т-майки, что было неудивительно, принимая во внимание название данного проекта – “ARTEK”. Правильно, в честь того самого заведения, побывать в котором лет …дцать назад было едва ли не высшей наградой советскому пионеру. Музычка, надо сказать, была под стать – супер-ультра-легкий EBM. Как раз для танцулек в пионерских лагерях. J Видимо, среди присутствующих в пионерской организации засветились многие, поскольку многие танцевали с удовольствием под материал АРТЕК’а J По крайней мере, лекгую сонливость по причине позднего (точнее, очень раннего) времени суток сняло как рукой.

Завершал “ночь длинных концертов” после бодренького “пионерского” материала проект DONIS – изумительно красивый neofolk/ethereal. Мягкие звуковые ландшафты, нежные звуки духовых инструментов… словно паришь над горами в золотых лучах рассвета… Хотелось даже задержать дыхание, чтобы полнее раствориться в этой волшебной музыке….
А за окном в то время уже рассвело. Часть “воинов” попадала вдоль стен зала, утомленная не столько танцами, сколько возлияниями. Я, выполнив свой танцевальный минимум, отправилась спать в спортзал – те, кто выбрал местом ночевки именно это, спали просто на полу в спальных мешках. В общем, завалилась я часов около семи, а около восьми уже все в зале завозились и я проснулась.


ДЕНЬ ВТОРОЙ


После завтрака я заглянула в здание администрации, где должны были читаться лекции. Там действительно был народ, слушал лекцию Йонаса из Kulgrinda о верованиях балтов. Я тоже села, попробовала “въехать”, но, наверное, слишком мало спала, чтобы в достаточной мере понимать незнакомый язык. Если бы лекция читалась на каком-нибудь другом языке, более понятном мне (русском, латышском или английском), я бы осталась и дослушала все до конца, я уверена, что это было интересно – но поскольку тот процент литовской речи, что мне удается понять на слух, больше возбуждает мое любопытство, чем удовлетворяет его, и не дает ясного представления о рассказываемых предметах, я тихонько выскользнула из зала и пошла в сторону палаточного городка. Там можно было послушть Элвиса Пресли, альбом которого крутили в одной из машин, стоявших на лугу. То ли Элвис когда-то был так хорош, то ли у меня было “странное” состояние после необычно короткого сна, но это мне нравилось. Да и не только мне, судя по реакции уже проснувшихся. J То-то же, вот вам и классика.

juogaradis10_public1_s.jpg (4857 bytes)

Около 11 часов я направилсь в клуб “GreenHouse”, там должны были демонстрироваться видеоматериалы. Я надеялась, может, что-то подобное видеоотчету с феста “Arcana Europa”, как в прошлом году. Моим надеждам не суждено было сбыться. Там демонстрировались короткометражные фильмы работы того же самого американца Кимо Арбаса. Через десять минут просмотра короткометражных фильмов, я пришла к двум выводам: а) парня явно колбасит на минимализме и б) ему явно нечего делать со своей навороченной видеокамерой, на которую он запечатлевал фест по мере возможности. Голову даю на отсечение, что фильм о фесте получился в сто раз лучше. Один из мини-фильмов показывал женщину на кухне, явно маму оператора, которая читала сыночку мораль на смеси литовского и английского языков. Второй – собачек, бегущих по лугу, иногда пленку начинали прокручивать в обратном направлении. Третий – некая девушка на фоне линии электропередач все повторяла снова и снова, но с разными интонациями “you’re so beautiful when you’re dead”. Изображение девушки умело искажалось различными видеоэффектами. Фильмец носил название “Inverted Hallucination”. Наверное, надо покушать еще грибов, чтобы в это въехать. Я еще надеялась на то, что в Зеленом Доме скоро должен был демонстрироваться фильм о свадьбе по языческим обрядам. Но до того стали показывать другие короткометражные фильмы, насколько я поняла, работы некоей студентки Академии культуры… тоже малопонятный минималистический материал. Я вздохнула и решила, что, видно, звезды указуют мне пропустить фильм о язычестве, ибо у меня не было не малейшего желания до того фильма еще и загружаться на невыспатую голову грибного типа минимализмом. Я вышла из клуба и пошла к озеру. Вода для купания была просто превосходной – изумительно чистой и теплой. Метров пятьдесят от берега еще можно было идти, дальше становилось слишком глубоко. Но дно все еще было видно. Представляете, плывешь, под тобой глубина минимум три метра, а то и все пять – а дно видно как на ладони!

В час дня должна была начаться музыкальная программа под открытым небом на специально возведенной на берегу озера сцене. Открывали программу все те же Kulgrinda, с народными песнями. Зрители сидели на лугу, плавно спускавшемся к озеру, почти стройными рядами – кто на скамьях, но большинство – просто на травке (получалось нечто наподобие амфитеатра). Я засняла это – впечатление единства… кстати, на эту программу собрались посмотреть также многие местные жители – какое мероприятие, раз в году проводится, а тут еще и музыка не страшная – народные песни!

Потом с короткой программой выступил знаменитый литовский фолк-исполнитель – мультиинструменталист Algirdas Klova. Все было здорово – но почему-то слишком коротко… А потом на сцене появились SKYFORGER’ы. На этот раз они представляли 50-минутную программу, целиком состоящую из латышских народных песен. Правда, вокалист Петерис опять же объявлял песни и комментировал их содержание по-русски. J Команда с народными инструментами в руках заняли места на сцене, гитарьеро Рихард сверкнул ослепительно озорной белозубой улыбкой: “Zirgu galvas no Latvijas!” (“Лошадиные головы из Латвии”, литовцы почему-то именут латышей “zirgu galvas” J) Литовцы расхохотались и зааплодировали.  Ребята аккомпанировали себе на народных инструментах – кокле, волынке, и других, названия которых я не знаю. После каждой песни раздавались бурные заслуженные аплодисменты. Особенно бурной реакция публики была, когда SKYFORGER’ы исполняли народные песни, включенные в их альбомы.

После была представлена программа народных песен в метал-сопровождении – уникальный опыт – UGNELAKIS vs. Kulgrinda. Звучало как минимум очень интересно! Потом на сцене остались одни UGNELAKIS. Следующими в программе числились эстонцы FORGOTTEN SUNRISE, их выход на сцену задержался – они должны были приехать как раз к своему выступлению, мне говорили, что у них в пятницу вечером еще концерт в Таллинне, а в под субботу днем они должны уже были быть за добрых 600 километров от Таллинна, за двумя границами, и играть… Во время вынужденного перерыва металхеды разминались как могли, в том числе с помощью игры в футбол.


Саундчек для FORGOTTEN SUNRISE занял офигительно много времени, наверное, раза в полтора больше их последующего выступления. И вот, наконец-то…
FORGOTTEN SUNRISE исполнили только три песни из альбома “Looma Liha” – остальной материал был, по-видимому, новый. У меня аж зачесались руки на следующий релиз. Как и всегда, их стиль был смешением всего – metal, avantgarde, electro, gothic, с некоторыми элементами ambient и даже джаза – но очень хорошим смешением. Особым пунктом в достоинствах FORGOTTEN SUNRISE я бы выделила вокалы – Андерса – black-like screaming, death-like growling и чистый вокал, – и Тииу (это – имя девушки). Иногда я оглядывалась на толпу, FORGOTTEN SUNRISE явно очень хорошо принимали… Также я пыталась сделать пару снимков команды на сцене – но погодные условия и наступившая темнота осложняли эту задачу. В конце концов мне удалось щелкнуть пару более или менее приличных кадров… один из них даже неплохо получился – но из-за недостаточного освещения там видны только лица, и смутно – фигуры на фоне тьмы. Клавишница/вокалистка вообще там выглядит словно призрак.

Завершал сет “open air” McKaras, к тому времени уже совсем стемнело. Материал был его “фирменный” – “танцевальный” techno/trance. После примерно часового сета Угниус запустил с края сцены ракету – “салют”, затем толкнул короткую речь со сцены, в которой поблагодарил участников и спонсоров. И все потянулись к Woodenhouse. Там уже работали ди-джеи, но мое внимание было сконцентрировано на выступлении McKaras на сцене под открытым небом.

ВЕЧЕР ВТОРОЙ


Я получила реальный шанс умереть во имя музыки, когда с трудом просочилась к сцене (в помещении Woodenhouse), чтобы сфотографировать легенду литовской сцены – готик-рок-команду SIELA. В зале набилось народу что сельдей в бочке. Сначала произошла какая-то техническая заминка, но потом все пошло по плану. Каким-то чудом мне удалось занять местечко у левой колонки, и даже щелкнуть пару кадров.

А потом все начали орать, прыгать, и мне казалось, что пол в зале вот-вот проломится и стены вывалятся наружу. Впрочем, восхищение командой было вполне объяснимо – это был красивый, может, немного недостаточно “насыщенный”, но динамичный готик-рок, с заметным влиянием советских рок-команд, в особенности – КИНО. Вокал напоминал ранних THE SISTERS и LOVE LIKE BLOOD. Ну и похоже, что SIELA в Литве популярны почти так же, как некогда КИНО на просторах Союза. Во время выступления SIELA бушующие фанаты чуть не впечатали меня в динамик, но ради такой команды умереть было бы не жалко J. Выступление пролетело как один миг, но я облегченно вздохнула, когда толпа фанатов и вместе с ней угроза для жизни стала рассасываться.

Затем сцену скрыли за занавесом, готовилась к выступлению группа с таинственным названием “I.V.T.K.I.G.I.G.”. (что после расшифровки и перевода должно значить “все, что красиво – красиво”) После того, как открылся занавес, глазам зрителей предстало по меньшей мере странное зрелище. На сцене стояли четыре слегка задрапированные стиральные машины (типа “Рига-17”, если кто помнит), а также другие предметы, неожиданные для мысли об извлечении из них звуков. Участники команды были в масках, и трое из них выбивали ритм на здоровых картонных трубах ножками от стульев. Этакий мощный дух пост-соц-реализма.
После первой композиции муз. инструменты (то есть картонки) слегка пришли в негодность, и были оставлены. Команда сняла маски. Следующая композиция была чем-то авангардным, а вокалист издавал немыслимые для здравого ума вопли. Я решила не мучиться и пропустить остальную часть их выступления. J

После ди-джействовал 4got10, он же Андерс из команды FORGOTTEN SUNRISE. Материал был что-то вроде темного брэйк-бита/транса/психоделики. Если честно, я в этих стилях не разбираюсь… Этот сет поставили “вне очереди”, поскольку эстонцам надо было уезжать.

Следующее выступление, которое я почтила своим вниманием – NOTANGA. Снова там был Угниус на вокале, на клавишах был Mr. McKaras, и куча народу – участники DONIS, SIELA, GIRNU GIESMES – на других инструментах, как традиционных, так и не очень. Стиль охарактеризовать довольно сложно… из смеси многих стилей там явно доминировали ebm и хардкор, остальной процент был отдан во власть электроники, готики и еще бог знает чего. Ударные были “живые” (частично), distorted guitars – тоже. А энергетика была такая, что чуть с ног не сшибало. Это было словно “белая дыра” – исходящая бесконечная энергия. Кроме того, что вокал опять был незапримоченный (блин!), все остальное было великолепно.

Во время выступления следующего акта в зале было темно. Лишь вспышки одинокого стробоскопа освещали сцену, где на стуле сидел светловолосый парень с электрогитарой. То, что звучало, было настоящим минималистическим амбиентом – “индустриальным”, жестким, “mindbending”. Большинство публики (те, кто еще был в сознании) сидело на полу. Общее впечатление было жутковатое. У меня от недосыпания начинались “провалы” в короткие галлюцинации (а было уже около пяти утра), и эта музыка великолепно к ним подходила. Впрочем, я нашла в себе силы подойти к сцене и сделать снимок артиста. Это был Jarkko – половина финского дуэта TIERMES. Они исполнили лишь одну композицию, которая длилась добрых двадцать минут. Jussi заведовал аппаратом, и на сцене его видно не было.

Мы с моим товарищем Стефаном из FUSARIUM пришли в восторг от этой композиции, FUSARIUM даже загорелся желанием притащить TIERMES на концерт в Бельгию. И после окончания выступления TIERMES остальные команды я уже пропустила.

В шесть утра по программе значился ритуал втречи восхода солнца. Мы пришли на пристань. Там вокалистка ZPOAN VTENZ играла на кокле (то есть как этот инструмент называется по-литовски?) и пела, и остальные участники ей подпевали. Было очень тихо и красиво. Над озером поднимался густой молочно-белый туман, который с трудом пробивающиеся сквозь него лучи восходящего солнца превращали в золотую дымку. Видимость была около двухсот метров, и если береговая линия близлежащего заливчика еще была довольно ясно видна, то неподвижная сияющая поверхность озера, если смотреть в направлении противоположного берега, уходила в эту колышащуюся золотую вуаль… в никуда… казалось, можно было встать на эту солнечную дорожку и пойти по ней. Это было совершенно сказочное, нереальное ощущение, которое было тем сильнее, что мы в эту ночь еще совсем не спали.

Мы оставались там добрых полчаса, а то и больше. Потом направились в Woodenhouse. Сам зал Woodenhouse был закрыт, но в коридорчике было несколько человек, включая команду организаторов, а также пару-тройку близких товарищей. Я спросила, как насчет сфотографироваться – страна должна знать своих героев. “Герои” охотно согласились.

Итак, знакомьтесь: (слева направо) Lauras, Mr. McKaras (я так и не ухватила его настоящее имя) и Ugnius, a.k.a. Noxta Clan – прошу любить и жаловать.

После этого мы разошлись спать… на этот раз я спала не один час, а целых два. J утром, как и всегда, все завозились, чего уж там спать. Потом я вышла на улицу. Там было солнечно и тепло, хотелось просто развалиться и погреться на солнышке. J

ЗАВЕРШЕНИЕ

Церемония закрытия фестиваля включала в себя театрализованное представление “a la Middle Ages”, и опять же, народные песни. “На посошок” Kulgrinda исполнили народную песню под названием “Kanapele” (если я не ошибаюсь в написании. В общем, посвящено это конопле ;). А после все стали разбредаться, городок опустел. Расставаться, уезжать было жаль – и мне кажется, это – главный признак того, что фестиваль удался.

Impressions and photos by Svetlana “Valkyria”

Ukrainian Unofficial Menuo Juodaragis Site>>

Iryna Kalenska

Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *