SVETLANA NENJO-SVETLANA OHRIMENKO “Kititsi”

Author: Vitaly Stranger

“Kititsi”© 1999 Koka Records

ethno / ethereal

Золото вогню , срібло місяця стережи. Бо час впіймав. Слід тебе веде кругом ночі. Як вернешся – знайдеш початок злого сну.

Иногда берешься писать рецензию, а выходит почему-то какая-то статья. В данном случае это именно так и вышло… Первые группы в этно-готик стилистике (или же “ВИА”, как их называет один из людей, стоявших непосредственно у истоков формирования готической/ индустриальной музыки на Украине – Виктор Пушкар) появились на Украине в 80-тых. И, пожалуй, самый известный ВИА из них был “Цукор Белая Смерть”. Такое вступление было, как мне кажется, необходимо, потому что Светлана Охрименко (позже она же Светлана Няньо) являлась настоящей жемчужиной вышеуказаного проекта, напрочь состоящего из чертовски таланливых людей, которым удавалось сохранять хороший вкус даже в те времена. После распада “Цукор Белая Смерть” каждый из участников начал свой сольный проект. Кто-то оказался в Германии и по слухам начал продюсировать комерческие поп-проекты, а Александр Кохановский создал dark psycho группу, от прослушивания которой у меня остались очень серьёзные впечатления – “Пан Кифарет”. Фея Светлана с волшебним вокалом, естественно, также начала свой сольный проект. Находясь длительное время в творческом поиске, она все же продолжала работать с польским лейблом KOKA RECORDS, на котором в свое время писался “Цукор Белая Смерть”, и который приютил и спас от инфо-гибели многие украинские готик, этно, фолк, индастриал проекты – среди них такие громкие имена как ФОА ХОКА, Вий, Казма Казма, The Ukrainians и так далее.. Так вот, Светлана начала вовсю работать над уже по всей видимости долгое время обдумываемым материалом – ибо, кроме собственных альбомов, у нее хватало энергии на участие в огромном количестве сайд-проектов, в которые она также вкладывала долю себя, чем и придавала каждому релизу особенную мягкость и многограность. Среди этих работ: Сусiхвазибiда (1994), Fake (1994) (Колон), Foxfire (1994) (Колон), Pentamonia (1995) (Urania-театр, Колон), Taran: Mod and Mini and Space Age (1996-97) (Мюнхен) и в конце-концов в проекте Виктора Пушкара – Blemish: Vatacushiva: Vanishment and Reappearance (1999), про который вы можете прочитать в этих же рецензиях… В это же время, как я уже и указал, она активно создавала собственные полотна по стилю, которые выходили за любые музыкальные жанры – готику, этно, фолк, акустику и т.д. В каждом релизе каждый из этих жанров присутствовал, но не превалировал. И все же, если меня спросят, как я бы охарактеризовал стиль Светланы Няньо – я бы попытался определить это как alternative acoustic gothic / dark folk with neo-classic touch. Если проще – то стиль близок к музыке группы FLEUR. Если попробовать систематизировать творчество украинской фолк-акустик феи – Светланы Охрименко в понятиях “дискографии”, то можно построить некий список..: Всi таємницi одного вiрша (1991), Selo (1993), Звичай (1993) (с Тамилою Мазур (Київ)), Transilvania Smile (1994), Я озеру вклонився (1995), Знаєш як, розкажи (1995) (с Олександром Юрченко – легендарным основателем ЯРНА и МАЛЕНЬКИ ЗВИРЯТА СУФИНЫ (Київ)), Лiсова колекцiя (1995), Пухнастi (1997-98) (iз Сергiєм Хотячуком (Київ) i Болеславом Блажчиком (Варшава)). И вот 1999 году проект уже с названием СВЕТЛАНА НЯНЬО собрав состав: Светлана Охрименко – вокалы, casio MT-200, piano, Fender Rhodes 73 Mark I, harmonium, flute; Сергей Хотяжчук – electric guitar, steel guitar, “souvenir”, percussion, “shovkopryad”; Болеслав Блажчук – cello. Студийный релиз назывался “Китиці” и вышел естественно на уже упомянутом KOKA RECORDS. Должен заметить, что с моей точки зрения столь профессиональная музыка должна признаватся и на родине… А потому, возможно, было бы очень кстати сейчас выпустить новые или же переиздать предыдущие работы Светланы на укр. студии. Такая музыка Украине нужна. Эти долгие исторические отступление необходимы, как мне кажется, для понимания истоков музыки Светланы Няньо.
Насчет самого альбома “Китиці”. Начиная с первого трека “без назви” музыка заставляет забыть обо всем. Иногда магический, иногда просто добрый, спокойный звук и текст, взятый словно из странной, но хорошей сказки переплетается местами с отчаяными безднами непонятных и гениальных симфоний. Голос Светланы несет в себе что-то неуловимо возвышенное, особенно это слышно на песне “Guard” (Охоронець) ( названия песен на СД написаны на польском, поэтому иногда тяжело разобрать название). Песня “Охоронець” несет в себе диковинную психоделию, и все то же ощущение безконечной сказки… Из которой ни один человек не хочет уходить. Этот же мир мягкой, спокойной эстетики и гармонии продолжает царить и в следующей песне “Землетрус” с помощью отточеных клавишных и восхитительной акустики, а странный, урбанистический гул на фоне как бы передает границу между миром этой волшебной музыки и жестоким реальным миром, в который вы рано или поздно вернетесь, когда придет землетрясение и мир ваших фантазий и снов зальет серая простая реальность. Гул великолепно и очень ярко контрастирует с пульсирующими от эмоций переборами. Далее со следующим треком – “Німі оселі” у вас появляется возможность оценить мастерство игры феи на пианино, а в сочетании со скрипкой грациозный голос Светланы кажется таким хрупким, что вот-вот оборвется и больше мы его не услышим….Однозначно в музыке звучит нео-классика, но есть и элементы пост-модерна от музыки (особенно в некоторых пианинных пассажах). Это четко слышно в треке “Кукулина” (?) и в нескольких других песнях. Я не удивлюсь, если одной из наиболее любимых исполнительниц Светланы является Diamanda Galas. Далее к концу альбома музыка становится все мягче и неуловимо расслабляет и просто уносит… “Sad” (Похмурий) возвращает нас в начало альбома, как бы символизируя оформленость сказки… Восхитительный альбом, обязателен для прослушивания всем, кто любит настоящую музыку, какой мало осталось. Надеюсь, что Светлана будет и дальше дарить подобные релизы-сказки своим слушателям… И еще очень хочется, чтобы Украина наконец-то оценила такую музыку. Данный альбом особенно рекомендуется всем любителям украинской acoustic gothic / ethereal группы Флер.

Iryna Kalenska

Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *