THE CURE – ИСТЕРИЯ ОТЧАЯНИЯ

Author: Dmitry Bezruchko

“Oh don’t talk of love” the shadows purr
Murmuring me away from you
“Don’t talk of worlds that never were
The end is all that’s ever true
There’s nothing you can ever say
Nothing you can ever do… “
Still every night I burn
Every night I scream your name
Every night I burn
Every night the dream’s the same
Every night I burn
Waiting for my only friend
Every night I burn
Waiting for the world to end”
[The Cure, “Burn”, soundtrack for “The Crow”]

С 1976 года THE CURE является одной из самых необычных групп в готике и вообще, влияние которой на мир музыки, естественно, достаточно значительное. Конечно же, имя этой группы неразрывно связано с именем довольно неординарного человека Роберта Смита. Именно он сотворил эту группу в образе всемирной боли и бесконечного отчаяния. Именно ему мы должны быть благодарны за то, что имя THE CURE можно ставить в один ряд с такими классиками готики, как THE SISTERS OF MERCY, BAUHAUS. И именно ему мы обязаны за наделение THE CURE теми чертами, которые выделяют эту группу из всех остальных, которые нельзя ни с чем иным сравнить или перепутать. Это и имидж в стиле “no future”, и вокал на грани отчаянной истерии, и апокалиптическое звучание гитары, которое сам Роберт однажды назвал “заброшенным”. Роберт Смит уникален тем, что не зависимо от того чтобы он пел, в сути своей это всегда остается готикой и несет в себе Атмосферу.

История группы началась с того, что в 1976 году, со своими друзьями Лоуренсом Толхерстом и Майклом Демпси, Смит основал группу “Malice”, которая потом была переименована в “Easy Cure”. Одна из композиций была послана на конкурс талантов, организованный немецкой звукозаписывающей фирмой “Hansa Records”, и в мае 1977 года выиграла этот конкурс, в результате чего им предложили контракт на сумму 1000 фунтов стерлингов. Все деньги были потрачены на инструменты.

Спустя некоторое время, в октябре 1977 года “Easy Cure” записали в лондонской SAV Studio демо-версии десяти песен, но ни одна из них так и не подошла немецкой Hansa Records. Группа настаивала на том, чтобы их первым синглом была “Killing An Arab”, песня, навеянная романом Альбера Камю “Посторонний”. Однако эта песня, равно как и другие, совершенно не понравились звукозаписывающей компании, и она разрывает контракт. Причина была в том, что, как позже скажет об этом Роберт, “они хотели, чтобы мы записывали поп-мелодии типа “Я защищал закон”.

Группа находится без контракта и без работы. Лол устраивается на работу в химическую лабораторию, Майкл – в больницу. Помыслы Роберта об успехе не покидают его. Вскоре Роберт решает сократить название группы до The Cure, и группа, теперь уже с новым названием, записывает в Chestnut Studio в Сассексе демо-версии Boys Don’t Cry, Fire in Cairo, It’s Not You и 10.15 Saturday Night. The Cure рассылают записи ведущим звукозаписывающим компаниям Англии в надежде, что хоть какая-нибудь из них даст им шанс проявить себя.

Ни одна из компаний не заинтересовалась записями The Cure, за исключением Polydor A&R, где в то время работал Крис Перри (Chris Parry). Крис был просто ошеломлен песней Killing An Arab, которую он помог залицензировать и выпустить на маленькой звукозаписывающей фирме Small Wonder в декабре 1978 года. У компании Polydor A&R уже были подписаны контракты с такими группами как The Jam, Siouxsie & The Banshees и Крис Перри, после посещения концерта The Cure, предложил им выпуститься на Polydor. Однако, вскоре Крис Перри уходит из компании Polydor A&R с тем, чтобы создать свою собственную звукозаписывающую фирму Fiction Records. Сразу же после открытия студии Крис предлагает The Cure перейти к нему, и с тех пор началось многолетнее тесное сотрудничество и плодотворная работа группы с Fiction. В сентябре 1978 года группа подписывает шестимесячный контракт с Fiction Records и после ряда совместных концертов с UK Subs, Wire и Generation X The Cure выпускает в феврале 1979 года свой первый сингл, в который вошли перезаписанный заново Killing an Arab и 10.15 Saturday Night. Первый релиз The Cure получает неплохую критику, однако многие, не зная истинного смысла и происхождения песни Killing An Arab, называют ее расистской, анти-арабской песней – ярлык, который еще долго будет преследовать The Cure.

В мае 1979 г. выходит дебютный альбом The Cure Three Imaginary Boys.

Однажды на одном из концертов Роберт столкнулся со Стивеном Северином (Steven Severin), басистом культовой в то время готик-группы Siouxsie and The Banshees. Стив предложил The Cure присоединиться к открывающемуся туру S&TB по Британии. Роберт согласился. Перед концертом в Абердине из S&TB ушли гитарист и ударник. На концертах приходилось The Cure играть сначала в составе S&TB, а уж потом и самостоятельно. Вскоре S&TB нашли все же ударника по имени Баджи (Budgie), а Роберту предложили присоединиться к ним в качестве гитариста с условием, что The Cure во время тура S&TB будут играть “на разогреве”.

В то время как Роберт играл и в составе S&TB, и, собственно, The Cure, его популярность постепенно возрастала. Совместный союз с S&TB проявился и в записывающей деятельности The Cure. На сингле Jumping Someone Else’s Train/I’m Cold Сюзи Сью подпевает на I’m Cold. После выпуска этого сингла из состава The Cure в декабре 1979 года уходит Майкл Демпси, обнаружив свои разногласия с направлением музыкального творчества Роберта. Сподвижник Роберта еще по Cult Hero Саймон Гэллап был незамедлительно приглашен в группу в качестве басиста, а на место клавишника в группу пришел Мэтью Эйден Хартли. В таком составе The Cure закончили тур и в начале 1980 года вернулись в студию, где записали новый альбом “Seventeen Seconds”, который, естественно вызвал много критики в связи со своим мрачным звучанием.

В то же время The Cure отправились в очередной евротур, во время которого их арестовывали в Германии, Голландии, Новой Зеландии и Австралии за их некоторые безобидные шалости и мелкие хулиганские выходки. Так, например, в Голландии в городе Роттердаме они купались в общественном месте (в фонтане) абсолютно обнаженными, за что и были арестованы местной полицией.

В Австралии от мрачной суицидальной музыки The Cure у Мэтью Хартли совсем съезжает крыша, и он уходит из группы. The Cure снова становится трио.

Вскоре после тура по Австралии The Cure записывают в студии материал для нового альбома. Продюсер третьего альбома The Cure описал его как “содержащий песни, от которых хочется сунуть голову в петлю” (Melody Maker), в то время как Крис Перри заверял, что это будет “великолепный, самый современный и стильный из альбомов” (Melody Maker).

“Однажды я понял, что совершенно ни во что не верю и мне ужасно страшно” – Роберт Смит, Melody Maker’s History of The Cure В мае 1981 года выходит в свет и третий альбом The Cure – Faith, темный и депрессивный звук которого был отвергнут большинством критиков, однако, по признанию Роберта, именно этого ему и хотелось. Seventeen Seconds тоже был мрачный, однако именно после Faith многие стали называть The Cure “крестными отцами готической музыки”.

Тур Picture в поддержку их нового альбома был очень эмоциональным. Роберт Смит постоянно уходил со сцены плачущим после исполнения песен с их альбома. Свидетели описывают, что это были даже не концерты, а некая религиозная церемония, особенно, учитывая то, что вместо группы разогрева, зрителям демонстрировали фильм Carnage Visors, который снял брат Саймона Рик. Саундтрек к этому фильму был написан The Cure. Его можно найти на b-side кассетной версии альбома Faith. Тур Picture был наверное худшим для группы, сопровождался постоянными драками со зрителями и агрессивно настроенной толпой.

“Я просто не могу вспомнить, где я был и что я делал… Я потерял полностью связь с действительностью и не понимал, что реально, а что нет… Это продолжалось несколько месяцев…” – Роберт Смит, Melody Maker’s History of The Cure

Звук следующего альбом “Pornography”(1982) в силу прогрессировавшего состояния истерии вместо депрессивного и грустного, звук его стал агрессивным и злым.
Роберт Смит как-то сказал, что первая строка песни 100 Years “it doesn’t matter if we all die” (“неважно, что все мы сдохнем”) дает представление о том, что пришлось испытать группе во время записи этого альбома. Роберт стал настоящим диктатором, не терпящим критики со стороны Лола и Саймона, а постоянное употребление наркотиков привело к тому, что он провел несчетное количество ночей на полу в студии Fiction Records. Альбом вышел в свет в мае 1982 года, был и депрессивным и агрессивным одновременно. Тьма наделила альбом особой силой, такой, что всяк прослушавший его уже не мог изгладить из своего сознание жуткое гнетущее впечатление. Не удивительно что неоднократно концерты THE CURE сопровождались актами суицида со стороны публики. Между тем, единству группы пришел конец. Однажды после драки с Робертом во время турне в Брюсселе о своем уходе из группы заявил Саймон.

В 1983 году после массы событий связанных с изменением состава группы, выходит альбом “Japanese Whispers” в который входит материал из синглов, выпущенных за последний год, а также некоторые b-sides. Альбом имеет кардинально иное настроение.

В 1984 год Роберт Смит входит, участвуя одновременно в нескольких проектах, на которые у него уже не хватает ни физических, ни душевных сил. Запись нового альбома S&TB Hyena, выпуск нового альбома The Cure, участие в записи сингла Тима Поупа ‘I Want To Be A Tree’ – все это приводит к очередному наркотическому срыву, также связанному и с кризисом “среднего возраста” Роберта.

К группе присоединяется Порл Томпсон – в записи The Top он играет на саксофоне. Вообще, в The Top находит отражение разочарование и наркотическая зависимость Роберта. Роберт Смит сам называет этот альбом худшим альбомом группы. У меня на этот счет другое мнение, но в любом случае альбом очень сложный, детально анализируя его самому можно сойти с ума.В начале 1985 года группа уходит в студию для записи нового альбома. Поскольку в качестве “допинга” в студии допускается только выпивка (вино), то запись проходит нормально и без особых экcцессов, однако Лол иногда выпадал из общего настроя группы от перебора спиртного. В июле выходит новый сингл Inbetween Days/The Exploding Boy, занявший 15-е место в чартах. The Cure тут же отправляются в тур, и в Афинах их ждет потрясающий успех. Месяц спустя, выходит их альбом The Head On The Door, и группа впервые выступает на стадионе Уэмбли, Лондон.

В 1987 году подписав новый контракт с Polydor и Fiction, The Cure отправляются в Миравал, в студию среди виноградников на юге Франции. Роберт Смит рассказывал об этом периоде в интервью Eastcost Rocket следующее: “Это была нереальная ситуация – 10 недель мы жили полностью отрезанными от внешнего мира, не было ни телевидения, ни транспорта. Еду же нам доставляли каждое утро на маленьком фургончике”. Группа записывала по одной песне в день, и затем, выбравшись из “заточения” вместе с Дейвом Алленом сделала сведение на Багамах нового альбома Kiss Me Kiss Me Kiss Me, который был выпущен в апреле 1987 года. Альбом был достаточно разнообразным по настроению, примечательна его вторая часть – атмосфера оплакивания того что уже не вернуть, и оплакивания будущего, которого уже не будет, пронзала композиции One More Time, A Thousand Hours“Спасибо большое, спокойной ночи… я больше вас никогда не увижу” – Роберт Смит после исполнения Forever на заключительном концерте Prayer Tour, 23.09.1989

В апреле 1989 года The Cure выпускают первые два сингла с нового альбома: Lullaby/Babble и Fascination Street/Babble (только в США). Оба сингла становятся хитами, и месяц спустя выходит диск Disintegration. Этот альбом – долгожданное возвращение к старым меланхолично-депрессивным традициям, правда со слегка облегченной атмосферой, хотя и не везде. Основная тема – распад личности, также чувствуется глубокий психологизм, вообще у творчества Роберта Смита есть много общего с творчеством австрийского писателя Франца Кафки – недаром он является одним из любимых литераторов вышеупомянутого.

После долгого пребывания в подполье, в марте 1992 года вышел первый сингл к новому альбому – High/This Twilight Garden. Заглавная композиция и изумительная обратная сторона сингла идеально предшествовали выходу нового альбома, который появился в продаже в апреле. Известный большинству, как самый гитарный альбом группы, Wish стал самым продаваемым альбомом в истории The Cure, достигнув первого места в чартах Великобритании и став вторым в чартах США. Довольно оригинальное соединение коммерции с готикой…

Спустя год, в 1993 году The Cure выпустили свой второй полнометражный фильм-концерт Show и концертный альбом, записанные во время двух концертов в Auburn Hills, штат Мичиган. В октябре 1993 года вышел еще один “живой” альбом Paris, записанный в октябре 1992 года в парижском Le Zenith. В этом же году The Cure записали гениальную песню Burn, вошедшую позднее в саундтрек к культовому готическому фильму “Ворон” (The Crow).
Дальше – снова подполье. А когда долгие четыре года ожидания подошли к концу, и The Cure выпустили свой следующий альбом. Роберт больше не был жестоким диктатором во всем, что касалось музыки. Это был своего рода эксперимент: каждый участник группы вносил одинаковый вклад в создание альбома. Поэтому новый диск можно назвать самой коллективной работой The Cure за всю их историю. Часть материала с нового альбома уже была представлена слушателям во время фестивального тура 1995 года, а в апреле 1996 года вышел первый сингл с будущего альбома The 13th/Adonais/It Used to Be Me/Ocean (в двух версиях : с красной и синей обложками). Запускать песню The 13th (первоначально имевшую название Two-Chord Cool) в качестве пилотного сингла из-за ее выраженного латино- американского звучания было довольно рискованно. Песня была совершенно не в стиле The Cure, а ее жизнерадостность была холодно воспринята давними поклонниками группы. В мае 1996 вышел диск Wild Mood Swings, но он был весьма прохладно встречен британской музыкальной прессой. Коммерческий успех альбома был тоже весьма скромным: новая работа достигла только восьмого места в чартах Великобритании, а в США даже не попала в десятку лучших. Большинство фанатов группы ненавидят этот альбом. Для многих он – лишь злая ирония со стороны апокалиптика Смита.

И наконец в 2000 году, выходит новый альбом “Bloodflowers”, который, к приятному удивлению старых фанов, разочарованных предыдущим творением группы, повторял традиции альбома “Disintegration”, но теперь с более темно-романтическим уклоном.
Он доказал еще раз, что готика просто в крови у Смита и у группы, и раз появившиеся мрачные призрачные видения уже никогда не отпустят Роберта Смита…

by Dmitriy “StalkerVA” Bezruchko

Official page of The Cure >> http://www.thecure.com

Un-official russian page of The Cure >> http://closetocure.ru

Iryna Kalenska

Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *