ЛАВКРАФТ. В СТЕНАХ ЭРИКСА

Author: Kateryna “chulok”

По моему глубокому убеждению, каждый читатель, хоть сколько-нибудь интересующийся литературой в жанре ужаса или мистики, должен быть так или иначе знаком с творчеством Г.Ф.Лавкрафта. Однако же, на практике большинство таких вот любителей «жутиков» знают о Лавкрафте благодаря разросшейся (после смерти автора, кстати) так называемой мифологии Ктулху; или же бывает второй вариант – люди, наивно полагающие, что интересуются оккультизмом. Такие находят Лавкрафта по несуществующему Некрономикону. И в первом, и во втором случае писателем и произведениями его мало интересуются. А ведь Лавкрафт, в первую очередь, потрясающий организатор пространства, и не просто эдакого среднестатистического дома в «викторианском стиле». Он создает пространство, которому не нужны пауки в углах, мигающие лампы, шепоты в темноте, чтоб напугать. Это пространство самодостаточно, ведь автор с математической точностью просчитал каждую деталь, и даже за секунду до крика «Мотор!» у нас перехватывает дыхание от статической картинки.

Детали! Мастеру такого уровня даже не нужны детали! В рассказе «В стенах Эрикса» автор напрочь убирает всяческие видимые пугалки и дешевые «скримеры». Здесь начинается искусство ужаса, даже не смотря на то, что этот рассказ является единственным Лавкрафтовским в жанре научной фантастики.

Нынче кинематограф очень любит тему замкнутого пространства, которое волшебно обыгрывается в этом рассказе. Человек и пустая комната – что может быть жутче? Ах, да! только несколько людей и пустая комната! Но, мне кажется, никто так и не смог приблизиться к уровню этого рассказа в плане эмоциональной составляющей. Правда, атмосферой «В стенах Эрикса» мне смутно напомнил «Любовь к жизни» Джека Лондона. Это очень иррациональное сравнение – эти рассказы имеют абсолютно противоположные подходы, хотя и похожий посыл. Что любопытно, написаны они практически в одно время – в начале ХХ века.

Конечно же, многие ругают научно-фантастический рассказ за его «несоответствие стандартам». Мол, люди разгуливают по Венере в кожаных комбинезонах и касках. Мол, растительность есть и коренное население живет без проблем. Но к чему придираться к декорациям, когда постановка гениальна? К тому же, могу заверить, идея окупает все неудобства. 

Оценка книги: 9/10

Iryna Kalenska

Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *