“НИКОМУ НЕ МЕШАЙ И НЕ ПАЛИСЬ” – О ПРИНЦИПАХ ГРУППЫ PLOHO И О МНОГОМ ДРУГОМ. ПРЕДНОВОГОДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ, ЄКСКЛЮЗИВНО ДЛЯ “УГП”
Author: Tyler Hawk
Answered Victor Uzhakov, Andrei Smorgon
Эх, народ, насколько удобное явление – эта “эра Интернета”, что это вам словами не передать. На просторах “Всемирной сети” можно узнать много чего интересного и нового, а также взять интервью у группы, которая тебе нужна. На этот раз, это российская post-punk группа “Ploho”. Команда была создана не так много лет назад, но уже успела занять своё немаловажное место, на сцене определенного молодежного круга . Виктор Ужаков (вокал, гитара, тексты) и Андрей Сморгонский (бас-гитара) ответили на немалое количество вопросов с самыми волнующими и актуальными, для многих, темами. Это и о делах за рубежом, и о новом альбоме в новом году, и о хипстерстве, о “Новой Русской Волне”, а также о многих других интересных вещах. Само собой, мы спросили о пост-панке и нашей любимой готике. Также вы узнаете о жизненных принципах участников, проблеме с ОМОН’ом, и что Виктор и Андрей пожелали в новом году украинским готам. Кроме того, в этом подробном интервью, присутствуют вопросы от слушателей – четыре с Украины и один с России. Да и вообще, стоп! Зачем здесь столько всего рассказывать, если можно просто внимательно прочитать всё то, что написано ниже? P.S. По ряду разных причин, клавишник группы Игорь Старшинов, к большому сожалению, в интервью участие принять не смог.
Первое, о чем хотелось бы вас спросить, это, конечно же, о ваших концертах в Украине. Вы уже три раза приезжали к нам. Первый раз – с туром, где побывали в шести городах. Второй раз – с акустической программой в Киеве и во Львове. Третий – опять с полной программой в Днепре и Киеве. Расскажите о ваших впечатлениях, может быть, о каких-то случаях: хороших и не очень, о публике на ваших концертах, да и просто об Украине, в целом. Виктор Ужаков.: Впечатления остались очень положительные. Прежде всего, очень приятно, что у нас оказалось столько поклонников в Украине. Принимали очень хорошо во всех городах и каких-то «нехороших случаев» я припомнить не могу. У нас хороший промоутер в Украине (ice cream promo), поэтому всё обычно проходит очень комфортно и без форс-мажоров. Этим летом надеюсь снова посетить Киев с акустикой, очень уж приятно запомнился мне прошлый концерт. Андрей Сморгонский.: Отличная теплая публика, много хорошей еды, прекрасное пиво (в львовской “Правде” особенно).
Что вы думаете и каково ваше отношение к обстановке на востоке Украины, а также относительно ситуации между нашими странами? В.У.: Мне сложно рассуждать об этой ситуации, т.к. я не владею информацией по этому вопросу и, вообще, не особо компетентен в таких вещах. Между странами ситуация одна, между людьми другая – это главное. Те, кто заварил эту кашу и те, кто теперь в ней обречён вариться – совершенно бессвязные персонажи. А.С.: Прискорбно, что отношения между странами стали проблемными. Просто так теперь к вам не приехать. Приятно, что это не затронуло отношения между публикой и музыкантами. Насчет ситуации на востоке – аналогично, я не компетентен, но в любом случае очень плохо, когда гибнут люди. Какие украинские пост-панк группы вы знаете и что вы можете сказать о их музыке? В.У.: Я не много знаю украинских групп. Вот в первом туре играли пару совместных концертов с группой Small Depo – хорошая группа, на мой взгляд. Вообще в Украине очень много хорошей музыки, особенно на поп- и электронной сценах. В России заметно популярнее андеграунд, а поп-музыка – это очень слабая сторона, качеством заметно уступающая украинской. Я говорю не об эстраде, разумеется, эстрада – низкопробное дерьмо в обоих случаях. В интервью для “Депрсна” вы заявляли, что не сочиняете песни с политическим подтекстом, и что тематика у вас сугубо социальная. И все же. Могут проскакивать политические моменты в лирике. Это просто ваше выражение о том, что вы видите вокруг? Не могли бы вы детальней рассказать о своих политических позициях, а также религиозных взглядах? В.У.: У меня нет активной политической позиции, я не верю просто напросто в подобные вещи. Любая политическая позиция, так или иначе – это позиция в которой к тебе непременно кто-то захочет пристроиться. Мы как то с Игорем и Андреем поняли для себя одну лишь жизненную конкретную позицию, которая работает на практике: никому не мешай и не пались. А.С.: Атеизм. Политическая позиция, строго говоря, либеральная, но от политических тем предпочитаю дистанцироваться. У вас сейчас идет работа над новым альбомом, денежные средства на запись которого были собраны по принципу “краудфандинга”, то есть от финансвой помощи фанатов. На счёт этого в своём сообществе в ВК вы написали: “Благодаря вашему участию мы собрали всю необходимую сумму – 120 000 рублей. Все эти деньги пойдут на запись, сведение, мастеринг и вознаграждения для вас, друзья!”. Сложно представить, какое это счастье – иметь такую поддержку от поклонников своего творчества не только на словах, но и на конкретном деле. Поэтому, хотелось, чтобы вы рассказали о том, как проходит работа над записью, и, когда же будет премьера ваших новых трудов? В.У.: Запись идёт полным ходом, уже записана весомая часть нового материала. Для нас это очень интересный и новый опыт работы над песнями. Сидим в студии, пробуем разный звук, по-разному пробуем подойти к тем или другим песням. Релиз будет в начале 2018 года, конкретную дату пока сложно назвать. А.С.: Работа идет полным ходом, постоянно по ходу работы что-то меняется, подходы и взгляды на записываемые песни.
Группа Ploho создавалась как простой home-studio-d.i.y.-проект, без особых планов на будущее. Но вышло так, что за достаточно короткое время вы стали очень известными в определенных кругах современной молодежи. Вспомните, пожалуйста, как вы реагировали на такой всплеск славы в тот момент, когда ваша известность только начиналась? Произошли у вас после этого какие-то радикальные перемены в жизни? В.У.: Это было удивительно. Никто из нас не ожидал ничего подобного. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что многое мы делали неправильно, и часто стоило вести себя по-другому. Много не следовало делать и говорить.. Но мы были одной из первых периферийных групп новой волны, которые начали гастролировать и худо-бедно что-то из себя представлять, поэтому спросить совета нам было особо не у кого. Жизнь изменилась, да. Сейчас большая часть времени уходит на гастроли, запись и прочие дела группы. А.С.: Славой это назвать сложно, честно говоря. Стали очень много ездить по стране и за ее пределы, это самые настоящие перемены в жизни. Известно, что у Виктора есть сайд-проэкт “bitcevsky park”. А есть ли у дригих участников группы что-то на стороне? И какую музыкальную деятельность вы вели до создания Ploho? В.У.: Да, «Битцевский парк» для меня – это большая отдушина. Там я реализовываю всё, что мне приходит в голову и не уходит в Ploho. Мои эксперименты с электронной музыкой и семплированием. Очень интересно пробовать себя в чём то новом, при этом не вываливая свои эксперименты на слушателей группы Ploho. 30 ноября, мы с Игорем выступили в Петербурге с программой «Битцевского Парка» первый раз, а 22-го числа этого месяца, состоялся концерт в Москве. А.С. Играл с Виктором в гаражной рок-н-ролльной группе, где и познакомились. После ее распада и до Ploho играл около-стоунер со знакомыми ребятами. Также играл с бедрум поп-дуэтом “Heatherwood”. В интернете где-то ходят аудиозаписи и можно даже найти клип. Также Виктор является творцом и организатором фестиваля “Пустота”, который неоднократно проводился в Новосибирске, на малой родине вокалиста. Расскажите вкратце его историю, о случае с ОМОНом, и о том, в каком состоянии фестиваль находится сейчас? В.У.: Я решил делать этот фестиваль для того, чтобы мне и моим коллегам по цеху было где выступать. В 2014 году было довольно много новых сибирских групп и необходима была площадка, на которой они смогут встретить своего слушателя у себя же на родине. Делалось всё своими силами, буквально своими руками я собирал сцену, расчищал территорию цеха, в котором всё это проводилось. Даже забавно сейчас вспоминать, такой запас энтузиазма был. Про ситуацию с силовыми структурами рассказать особо нечего.. Я до сих пор не знаю толком, кто это был, и зачем они туда приехали. Было такое впечатление, что они и сами не до конца понимали, зачем их туда направили. Главное, что фестиваль в итоге состоялся и все группы смогли выступить.Сейчас я планирую фестиваль на весну. Снова замечаю поток интересных групп и полное отсутствие площадок для их освещения. Новосибирск сейчас – ещё большая кабачная яма, чем была в 2014 году. Я всегда очень рад, если участники фестиваля PUSTOTA находят свою аудиторию и становятся более значимыми именами на современной музыкальной сцене. В конце концов, это и есть основная концепция фестиваля. Много ли слушателей/поклонников/фанатов у группы Ploho в Европе и в других частях мира, что вне рамок бывшего СССР? Были ли у вас выступления за пределами пост-совка и есть ли планы на концерты зарубежом в недалеком будущем? В.У.: Нам часто пишут из разных уголков мира. В основном, конечно, из Южной Америки. Там очень популярен пост-панк, в том числе русский. Мы планируем концерты в европейских городах на 2018 год. На данный момент, мы были только в странах бывшего СССР, но дух «совка» там уже улетучивается, это очень бросается в глаза, когда приезжаешь из России, особенно, из её периферийных районов. В 2018 году планируются концерты в Чехии, Германии и Польше. Двигаться в этом направлении не просто, особенно когда поёшь на русском. А.С.: Сложно оценить, много их или нет. Для этого нет основательных данных, но интерес точно есть из латинской америки, Европы и даже США. Возможно, в следующем году удастся выбраться на другую сторону планеты (к этому есть предпосылки, открою небольшую тайну). Ваша песня “Молодость” вошла в Топ-синглов радио Прибалтики. А также как пишет sib.fm: “Новосибирские музыканты Ploho выступили камео в фильме о последствиях холокоста в Литве, песни «Вниз» и «Кресты» прозвучат в нескольких эпизодах.” Поведайте нам о деталях данного фильма, да и еще на такую интересную тематику.
В.У.: Про “Молодость” что сказать. Когда мы туда поехали с концертами, не могли даже и подумать, что там столько людей, которые слушают наши песни. Для них наш приезд тоже оказался большим сюрпризом, они не думали, что группа из Новосибирска когда-нибудь приедет в Ригу или в Вильнюс. Это и правда удивительно. В Риге мы дали два интервью на местных радиостанциях, в том числе, и на радио “NABA”, на котором собственно и попали потом в топ-25. Возможно эфиры так помогли, не знаю. Ну, а про фильм “Исаак” могу сказать только то, что это авторское кино режиссера Юргиса Матулявичуса, в котором мы сыграли в эпизоде самих себя и отыграли пару песен (“Кресты” и “Вниз”). Также в фильме будут использоваться и другие наши песни. Рассказывать подробности фильма до его релиза мы, к сожалению, не можем.
В репертуаре Ploho есть совместные работы с Лёхой Никоновым и группой “Убийцы”. Кого вы еще из музыкантов хотели бы пригласить для написания своей музыки?
В.У.: На самом деле, фиты пока не планируются, нет каких-то конкретных мыслей по этому поводу. Треки с Убийцами и Лёхой мы записали спонтанно, просто так сложились обстоятельства и записали. Ничего не планировали.
НРВ – “Новая Русская Волна”, термин созданный не так уж давно и достаточно известный в узком кругу, но еще не настолько – в широкомасштабном плане. Есть немало людей, которые давно “тащатся” от вас и других групп такого жанра, но никогда не слышали о таком явлении. Есть те, которые знают и превозносят, а есть те, которые яро критикуют по ряду самых разных причин. Не могли бы вы более детально рассказать нашим читателям о так называемой НРВ? С чем ее едят?
В.У.: Это понятие придумали российские СМИ в 2013-14 годах. Если честно, то я не считаю это понятие актуальным на сегодняшний день. Волна безусловно есть, очень много русской музыки сейчас популяризуется в России и за её пределами. Но такого жанра нет и не было, нельзя подвести какой-то общей чертой все эти группы. По большому счёту это такой же абсурд как и понятие «Сибирского пост-панка», которым несколько лет клеймили вообще каждого музыканта из Сибири. После развала Союза культура была в жутко дикарском состоянии, особенно музыкальные течения. Сами понимаете, это же была абсолютная резервация. Сейчас, спустя уже почти 30 лет, постепенно наступает оттепель, появляются музыканты, у которых нет в генотипе совковщины и кабачных настроений, нет абсурдных «русско-панковских» решений типа «чем хуже, тем лучше» и т.д. По большому счёту сейчас идёт волна новой музыки, которая не украдена с затёртых пластинок The Cure или Sex Pistols, а пишется уже вполне осознанно и самобытно.
А.С. Это какой-то собирательный образ, придуманный в интернете, который стали применять к практически одномоментно появившимся группам, которых объединяли несколько общих черт: русский язык в песнях, преимущественно минор в музыке, прямота в текстах и относительное быстрое обретение своей аудитории.
Не могу не затронуть такую щепитильную тему, особенно в последние пару лет, как хипстерство и хипстабум в пост-панке. Почему так называемый хипстабум начался именно в пост-панке? И почему такой андерграундный стиль стал таким известным и требовательным в широких массах?
В.У.: Любая музыка в определённое время становится достоянием поп-культуры. Как хеви-метал в 80-е или гранж в 90-е. В любом жанре всегда остаётся андеграунд, который знают только меломаны и ценители этого самого жанра и есть некая поп-прослойка групп. Но опять же всё относительно. Пост-панк – очень каноничная музыка и оставаться в её пределах довольно сложно. Поэтому проще рассуждать, почему те или иные группы становятся популярными, чем, почему становится популярным сам пост-панк. К примеру, многие наши песни я бы пост-панком не назвал, но когда нужно быстро объяснить, что из себя представляет группа, приходится прибегать к максимально конкретным и доступным понятиям.
А.С.: Термин “хипстер” уже давно устарел. Сейчас бум самых разных модных течений и они все завязаны, главным образом, на внешнем виде и атрибутике. Почему пост-панк, сложно точно сказать. Возможно, это связано с популярностью эксплуатации советских, постсоветских и русских образов. Вспомнили группу Кино и тех, кем они вдохновлялись.
Не считаете ли вы, что у хипстоты есть тенденция паразитировать на андерграунде и превращать святое в мейнстрим, смешивая его со своим видением и модой?
В.У.: Я считаю, что нет никакого понятия хипстоты в принципе. Субкультуры мертвы, потому что в современном информационном потоке им попросту нет места. Всё становится однородным и бесполым. Я не понимаю, что значит превращать святое в мейнстрим. Мне кажется, это какая-то вариация ксенофобии, или что-то типа того. Боязнь того, что в твоей среде появляется много новых людей, других людей, не таких к которым ты в этой среде привык.
А.С.: Нет, совершенно все равно.
Кстати, некоторые люди причисляют к хипстерам и вас. Как вы думаете, почему? Не могли бы вы ответить на такой интригующий многих вопрос: всё-таки хипстеры вы или все-таки нет? И если нет, то почему о вас сделали такие выводы?
В.У.: Меня пугают люди, делающие подобные выводы. Что такое вообще «хипстер» сегодня? Это человек, который не живёт в своём забитом мирке конкретного временного периода типа 2007-года и тому подобных явлений? Я не понимаю. Люди меняются, общество в целом меняется постоянно и в очень высоком темпе. Какие могут быть сейчас вообще субкультурные разделения, это глупости на мой взгляд. Я человек свободно мыслящий и не понимаю этих предрассудков. Оглянитесь вокруг, время-то идёт.
А.С.: Мне нечего на это ответить, я, пожалуй, воздержусь.
Что вы можете сказать о таких группах как Буерак, Сруб, Электрофорез, а также Капитан ненавидит море и Sierpen?
В.У.: А что я могу сказать.. Я знаю эти группы, с большинством я знаком лично и нахожусь в приятельских отношениях. К творчеству этих коллективов я отношусь неоднозначно, что-то нравится, что- то нет, но я рад их существованию и популярности в совершенно разных кругах. Значит всё таки сцена не топчется на месте, и новые имена людям нужны – это радует.
А.С.: Буерак – молодцы, нашли и прочно заняли свою нишу. Сруб – говно. Электрофорез – классные ребята, за последний год просто расцвели. Капитан ненавидит море не слышал. Sierpen – не в моем вкусе, но здорово и интересно смотреть, как они гнут свою линию радикального андерграунда.
Ну и был бы грех с моей стороны не спросить вас о готике, тем более, в интервью для тематического портала. Сами понимаете, что пост-панк и готика имеют тесную связь. Именно из пост-панка в конце 70-х выделился goth-rock, и зародилась известная всем субкультура. Но само собой, пост-панк бывает разным. В наше время есть множество исполнителей в даном стиле, которые далеки от готической темы (почему-то сразу вспомнился Буерак XD). Есть множество тех, которые близки. Готика по своей сути – очень многослойное и широкомасштабное культурное явление, поэтому здесь многие могут найти что-то для себя. Так вот, являетесь ли вы поклонниками аутентичного goth-музла? Если да, то какие жанры и каких исполнителей вы можете выделить для себя как фаворитов? Ну а также, какое ваше отношение к goth-субкультуре в целом?
В.У.: Вот, кстати, единственная, наверное, субкультура, которая дожила до наших дней и сохранила приличное лицо. У меня в Петербурге есть близкие друзья из кибер-goth тусовки, но я сам никогда в этом не варился. И ведь goth-культура тоже переживала своё время популяризации в середине 00-х, когда огромное количество подростков массово одевались в чёрное и в тон красили волосы, помните? В каждом городе в клубах проводились gothic party!
Я из музыки мало что могу назвать. Пожалуй только The Sisters Of Mercy на меня ощутимо повлияли.
А.С.: Отношение совершенно нейтральное, поклонником не являюсь. NIN если можно отнести к нему, то вот они мне нравятся.
Интервью постепенно подходит к концу, поэтому напоследок, передайте, пожалуйста, предновогодние пожелания своим слушателям, друзьям, недругам, а также украинским готам.
В.У.: Будьте осторожны с застольной химией, будь вы друзья или недруги. Сложнее всего в новый год пожелать что-то украинским готам! Звучит очень авангардно! Если не разделять, то всем, конечно же, удачи и радости!
А.С.: Всем желаю счастливых праздников в приятной атмосфере!
Ну а теперь, перейдём к вопросам от слушателей:
Антон, город Львов:
Какие планы в будущем у проекта “bitcevsky park”? И правда ли, что название – это отсылка к Александру Печушкину, изветному как “битцевский маньяк”?
В.У.: В ближайшем будущем планирую выпустить полноценный альбом. Я вообще не думал, что этот проект пойдёт дальше моей головы. Люди пишут, хотят слышать новые записи, даже о концертах спрашивают, это приятно. Да, отсылка верная. Я как то оказался в этом самом парке в Москве, гулял по нему часа два. Потом вернувшись в Новосибирск, я уже не смог выкинуть из головы эти ощущения.
Зеновий, город Львов:
Скажите, не думали о том, чтобы добавить к своей музыке новый инструмент? Может, что-то экзотическое? Например, дудук. Название хоть и немножко смешное, но это серьезный духовой инструмент с очень красивым тембром. Или, например балабан. Что-то в таком роде.
В.У.: Пару лет назад мы добавили в свою музыку довольно много синтезаторного звука и до сих пор много работаем над ним. Есть, конечно, и единичные случаи, когда мы выступали с саксофоном, виолончелью, живым барабанщиком и т.д. Но добавлять кого-то в постоянный состав.. вряд ли.
А.С.: Нет, как-то не было таких мыслей.
Кирилл, основатель портала GIB-FM, город Уфа:
Почему группы формата “новая русская волна пост-панка” вообще не в курсе истоков того, что они играют? Возникает ощущение, что ухвалитились за “интересный” тег #похожеенацоя и лабаете для неискушенной псевдоинтеллигентной, неразборчивой публики (хипстеры, винишкотяны и прочие клетчаторубашечные). Музыка очень шаблонная у всей новосибирской и ей подобной плеяды исполнителей.
В.У.: Больше похоже на протечку желчи, чем на вопрос, но тем не менее: Отвечать за «всю волну» не имею права, честно говоря, я не особо знаю про что они в курсе, а про что не в курсе и что является истоками их творчества. Что является истоками нашего творчества, я знаю прекрасно и всегда об этом рассказываю, когда меня об этом спрашивают. А в данном случае человек меня об этом не спрашивает, он просто заметно обижен и грустит. Я много таких людей знаю, которые отказываются понимать, что время идёт и мир вокруг нас меняется. Это уже скорее вопрос психологии, помощь нужна таким людям.
А.С.: Перечисленные люди явно чем-то обидели автора вопроса, до сильного жжения ниже пояса.
Алексей, группа Cold Comfort, город Ровно:
Как вы думаете – сколько еще в России продержится “Новая русская волна” и каким вы видите своё творчество, скажим так, лет через 5?
В.У.: Нас об этом спрашивали 3-4 года назад примерно с такими же акцентами. Новая русская волна – это не жанр, а скорее этап эволюции русской музыки. Русская музыка выходит на новый уровень и становится популярна в России и за её пределами, это нормально. Сколько ещё продержится само это понятие «НОВАЯ русская волна» не знаю, думаю, оно уже не актуально в РФ и в скором времени забудется и на других территориях. Наше творчество меняется от альбома к альбому. Думаю, через 5 лет оно будет заметно отличаться от того, что мы делаем сейчас, как и то что мы делаем сейчас заметно отличается от того, что было в самом начале пути.
А.С.: Прогнозировать что-то невозможно, но то, что очень многое еще поменяется – однозначно.
Анна, город Львов:
Интересно узнать про ваши мечты. О чём вы мечтаете?
В.У.: Сложно сказать, мне кажется с возрастом это проходит. Всё переходит в сторону целей и способов их выполнения. Я вообще не придерживаюсь мнения о том, что у каждого должна быть мечта, и она должна быть невыполнима.
А.С.: Чаще всего о тишине.
“Ну и на этом всё. Спасибо парни за то, что согласились дать интервью для “Украинского Готического Портала”. Надеюсь, что после прочтения читатили увидят много чего интересного, полезного, нового и при этом останутся довольными. До встречи в Новом 2018-м году!
Ploho: Спасибо и вам! Еще увидимся!
Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.