ОТЧЕТ С ФЕСТИВАЛЯ WAVE GOTIK TREFFEN 2018

Author: Elena Skullova

Photograph: Marko Smiljanic

Вот и пришла пора нашего отчета о впечатлениях о Wave Gotik Treffen 2018. По традиции, распишу всё по дням, чтобы сохранить хронологию событий, а окончательное резюме будет в самом конце.

День 0.

В этом году мы с друзьями заранее забронировали апартаменты (еще в октябре 2017-го), и выбрали мы ту же квартиру, где останавливались с ребятами в прошлом году. Для нас это было идеальное месторасположение (всего в нескольких остановах от Agra в сторону центра), потому что, как правило, больше всего времени мы проводим в Агре и в средневековой деревне Heidnisches Dorf. Кстати, небольшой совет для тех, кто не нашел подходящего отеля – пользуйтесь сервисом Airbnb (не реклама!:)), многие жители Лейпцига сдают свои квартиры во время фестиваля по приемлемой стоимости.

Мы прибыли за день до нулевого дня (т.е. в среду), чтобы уделить время гулянию по городу, покупки продуктов на все дни и хорошему отдыху с дороги. Все предыдущие годы мы заселялись в день пре-пати, и, если дорога была долгой и выматывающей, то толком потусить в этот день не удавалось.

Спокойно собравшись дома, мы отправились получать браслеты в Агру. Очереди в окошко прессы не было, а вот за обменом билетов на браслеты очередь растянулась дальше трамвайной остановки! Но тут сразу же встретилось множество друзей и знакомых в самом начале очереди, поэтому стоять всю эту длинную змейку нам не пришлось.

Закончив с браслетами, мы отправились на классический pre-drink в абсентную Sixtina. Там уже во всю шло событие в рамках фестиваля – «H.P. Lovecraft vs E.A. Poe» – чтение коротких историй и поэм мастеров хоррора. Кое-как протиснувшись в Сикстину, которая была переполнена людьми, мы отыскали место у бара. Чтение проходило на немецком языке, многие слушали довольно внимательно, но всё-таки в зале было шумно и чтеца было ну очень плохо слышно. Мы быстро потеряли к нему интерес и заказали классический напиток этого места – абсент.

После мы отправились в Moritzbastei, где проходил концерт под названием ALL STARS. Зал со сценой был переполнен, несколько раз мы пытались туда зайти, но ничего не получалось, пока концерт не подошел к концу. Суть концерта была в том, что там выступали звезды таких групп, как Covenant, Black Nail Cabaret, Diorama и другие. Идея очень хорошая, но зал был слишком маленький для такого количества желающих. В Морицбастае мы повстречали множество друзей, с которыми не виделись целый год, танцевали, сделали множество фотографий и уже в 3 ночи отправились на ночном автобусе домой – морально готовиться к официальному началу фестиваля!

День 1.

В 11 утра мы уже были на ногах – шагали по Агре в пресс-центр, чтобы получить аккредитацию. Утро первого дня всегда такое спокойное – палатки с едой только-только выставляют, народ заспанный, кто-то прибывает, а кто-то уже красивый и готовый к пикнику.

В первый день WGT по традиции проходит Викторианский Пикник в Clara-Zetkin Park. Многие ждут этого событие больше всех других, ведь там можно увидеть самые интересные и замысловатые костюмы, как говорится «себя показать и на других посмотреть». Кстати, не смотря на название и тему пикника, викторианского от него почти ничего не осталось. В этом году у многих сложилось ощущение, что это событие побило все рекорды по посещаемости! Народу было очень много, как посетителей фестиваля, так и туристов и местных, кто пришел просто «поглазеть». Мы торопились приехать на пикник вовремя, к официальному началу, которое прописано в программе, но сразу было видно, что люди отдыхают тут чуть ли не с самого утра. Было необычайно трудно отыскать своих друзей и знакомых, в этом месте мобильная связь ловила очень плохо, а мы всё наматывали круги по парку – зато успевали фотографировать персонажей в самых необычных костюмах. Потихоньку мы отыскали свою компанию и отлично отдохнули вместе – провели несколько мини-фотосессий, выпили вина и пообщались за пикником. За разговорами и съемками время пролетело так незаметно и весело, что мы уже не успевали посетить первый запланированный концерт в деревне. Кстати, впервые это был такой прохладный день для пикника, многие люди мерзли и готовились к дождю, которого так и не было. К вечеру публика начала расходиться, т.к. все торопились на первые концерты, и мы тоже отправились домой, чтобы переодеться в более удобные вещи и вернуться в центр.

EINAR SELVIK

Впервые за эти годы я посетила площадку Schauspielhaus – это театр, который находится в центре города. До него легко доехать на трамвае – это всего две остановки от главного ЖД вокзала. По счастливой случайности мы приехали за 40 минут до начала концерта, а очередь уже растянулась на несколько десяток человек. Внутрь никого не впускали, пока не закончилось предыдущее шоу. Судя по ажиотажу вокруг Эйнара  Селвика, мест в театре могло достаться далеко не всем желающим. Но вот мы уже внутри, занимаем места во втором ряду, и с замиранием ждем, что же нам приготовило сольное выступления основателя известной группы Wardruna. В этом году концерт Вардруны был поставлен на поздний вечер субботы, а в пятницу в театре мы могли услышать «дэмо» версию этой группы в исполнении одного Эйнара. Он знакомил нас со старинными инструментами северной Европы, демонстрировал их, рассказывал про свою музыку и вдохновение, сольно исполнял известные композиции. Это было очень душевное выступление, мы как будто познакомились с музыкантом поближе, а еще это напомнило небольшой исторический урок с демонстрацией. Акустика в зале была потрясающая, еще было очень интересно увидеть все эти инструменты, с помощью которых создается такая интересная музыка! Судя по реакции публики, все были очень довольны от этого выступления.

После концерта мы заглянули в Dark Flower – раньше это был мой любимый клуб для ночных пати, но главный минус – это слишком много людей и духота, поэтому долго там мы не задержались. День оказался настолько насыщенный, что в час ночи мы уже ехали домой.

День 2.

Суббота оказалась самым насыщенным и сложным из-за программы днем. Глядя в программу фестиваля, было очевидно, как много событий, концертов и встреч пересекаются друг с другом. Мы до последнего не могли решить, как же провести этот день, поэтому импровизировали и смотрели по ситуации. А началось всё с того, что мы собрались и в два часа дня отправились на пикник в Victorian Village,куда подоспели к самому разгару события! «Викторианская деревня» была устроена в парке перед небольшим замком Gohliser Schlösschen – прекрасное место, которое своим антуражем идеально вписывалось в тематику пикника и всего фестиваля. Вход был свободный (т.е. браслет WGT был необязателен), но по дресс-коду, поэтому совсем не было туристов, как на Викторианском Пикнике, а количество фотографов было ограниченным – только по предварительным заявкам. Именно это позволило создать особенную, аутентичную атмосферу.

В центре парка был красивый фонтан, напротив парадного входа в замок расположились музыканты, которые довольно ненавязчиво давали небольшие концерты. Так же были выставлены столики и стулья для всех желающих, а кому не хватило – расположились на траве в тени деревьев. Работал бар с напитками и закусками, так же работал ресторан внутри замка, который почему-то пустовал. В галереях находились прилавки с эксклюзивной hand-made одеждой и аксессуарами, которые не выставлялись в Агре. Публика была нарядная, хотелось фотографировать всех в этот день – такое своеобразное сообщество самых красивых нарядов, которые можно представить на Викторианском Пикнике в предыдущий день! Возможно, кому-то такое мероприятие и люди могут показаться слишком пафосным и напыщенным, но для нас это было не так, поскольку мы были знакомы с половиной присутствующих. Тут и там мы останавливались, чтобы обняться, перемолвиться словечком и сфотографироваться со старыми знакомыми. В таком темпе время пролетело незаметно, и уже в 5 часов вечера событие стало сворачиваться, а мы отправились домой менять наряд.

DIORAMA

Эту команду я мечтала посмотреть с 2006 года, и за эти 12 лет у меня была уйма возможностей, которые так и не состоялись – то концерт отменялся, то я опаздывала, то одновременно с ними выступала другая не менее важная группа… Так и в этот раз – почти одновременно с Diorama в другом клубе давали концерт Samsas Traum. Решение далось не легко, но было бы стыдно пропустить концерт Диорамы в шестой раз! 🙂

В 20:30 мы приехали в Felsenkeller – клуб недалеко от центра, рядом с трамвайной остановкой. Хоть мы приехали и вовремя к началу концерта, но в это время во всю выступала предыдущая команда – Monica Jeffries. Мы послушали минимум три песни Моники, но ее вокал меня не впечатлил, хотя дама была очень энергична на сцене. В итоге начало концерта Diorama растянулось на 40 или 50 минут ожидания. Но оно того стоило! Ребята отыграли все известные хиты, вокалист был очень энергичный и «зажег» толпу, так что хотелось танцевать, насколько это позволяла духота и жара в клубе. На самом деле в Felsenkellerбольшая проблема с вентиляцией – у сцены совсем не чем дышать и пахнет туалетом, поскольку вход туда сразу справа и слева от сцены. Еще один минус – фото-ямы для фотографов просто не было. Ограждение было поставлено практически вплотную к сцене, поэтому группу пришлось снимать с одного ракурса, что нас очень расстроило.

Поскольку начало выступления Diorama было затянуто, то мы уже не успевали заскочить ни на один отмеченным сердечком концерт, т.к. нужно было торопиться в Агру на хэдлайнера этого дня.

WARDRUNA

Я уже упоминала про концерт Эйнара Селвика (основателя Wardruna) в предыдущем дне, в субботу же было назначено выступление всей группы. Думаю, что можно смело заявить, что Wardruna была хэдлайнером всего фестиваля в этом году. Концерт начинался в час ночи на самой большой площадке – в Агре. Ажиотажа было предостаточно, весь концертный зал заполнен людьми, ведь эта команда прославилась тем, что написала саудтреки к культовому сериалу «Викинги». Конечно, их выступление было бы уместно на площадке в Heidnisches Dorf – идеальное место для такого стиля музыки, но организаторы явно понимали, что деревня не вместит в себя всех желающих.

Мы пришли за 20 минут до начала концерта, поэтому нам с друзьями удалось расположиться не так далеко от сцены, а потом пробраться еще ближе, чтобы хорошо видеть выступление. Начало концерта было очень захватывающим – интро с аутентичными скандинавскими инструментами, которые можно увидеть только на картинке! А далее невероятное выступление, от которого невозможно оторвать взгляд и слух. Группа исполняет музыку настолько круто и качественно, что как будто слушаешь запись, особенно поразил вокал: мужской и женский. На фоне сцены был огромный экран, который менял цвет в зависимости от подсветки, а еще он был своеобразным спецэффектом – мигал стробоскопом в самые эпичные моменты выступления. Иногда игра со светом складывалась таким образом, что музыканты отбрасывали длинные черные тени на этот экран позади себя – захватывающее зрелище!

Выступление было довольно долгим – около двух часов. Честно говоря, ночью отстоять такой концерт не просто, но люди были в таком экстазе, что никто не обращал внимание на усталость. После окончания Wardruna не вышли на бис, но они долго благодарили публику за такую встречу и поддержку.

День 3.

Этот день мы решили провести в своем любимом месте – средневековой деревне Heidnisches Dorf. Выспались, неспеша собрались и к 5 вечера уже были у входа в деревню, где собралась длиннющая очередь из желающих попасть туда. Примерно половина из них были не посетители фестиваля, поскольку в деревню можно попасть просто заплатив за входной билет. Мы торопились на концерт, поэтому прошли без очереди – аккредитация прессы и фотографа это позволяют. 🙂

SULD

Как оказалось, концерт хэдлайнеров вечера Schandmaul был отменен, и вся программа выступлений сдвинулась вперед, что дало нам возможность послушать классных ребят из Монголии – Suld. Эта группа исполняет modern heavy metal с традиционными монгольскими инструментами и мотивами – очень интересное сочетание! Было видно, что Suld не избалованы концертами на такую широкую аудиторию, особенно в Европе, поэтому ребята действительно старались, выкладывались на все 100%, получали огромное удовольствие от того, что они делают, и эта энергетика быстро передалась залу. Их очень хорошо встречали и поддерживали, хотя было понятно, что большинство зрителей не очень знакома с их репертуаром.

NOTHGARD

После Suld выдалась пауза между выступлениями, поэтому мы прогулялись по деревне, купили вкусного сладкого домашнего вина и печеных грибов, посетили маленькую сцену и встретили друзей. Как только зазвучали Nothgard, мы вернулись к сцене сделать фотографии для отчета и посмотреть, что же это за группа. Оказалось, что это довольно брутальные музыканты, исполняющие откровенный метал. В одном из них мы узнали гитариста Equilibrium, но это не точно. 🙂 У сцены собрались фанаты Nothgard, которые их здорово поддерживали, но после нескольких композиций было видно, что остальная публиказаскучала и начала расползаться по своим делам. Возможно, это потому, что их музыка слишком тяжелая для формата средневековой деревни, а возможно потому, что слушатели ожидали увидеть совсем другую группу на сцене (ведь вся программа сдвинулась почти на 2 часа).

HEIDEVOLK

Мы тоже не стали долго задерживаться у сцены, а пошли гулять по деревне и рассматривать лавочки со всякой всячиной. По дороге встретили друзей, потом других знакомых и так мы оказались в довольно большой компании русских ребят! Мы здорово проводили время и общались, когда свое выступление начали Heidevolk – фолк-метал из Нидерландов. Они здорово оживили публику после предыдущего метала. Мы слушали издалека и пританцовывали, ведь расходиться от столика не хотелось. В это время стемнело и зажглась ночная подсветка, которая круто освещает сцену на открытом пространстве, поэтому Heidevolk смотрелись на сцене выигрышней всего.

TIAMAT

Недосмотрев Heidevolk, мы засобирались в другой клуб, до которого довольно долгий путь из деревни, и остальные ребята тоже отправились на свои концерты. Мы прибыли в Felsenkeller как раз вовремя, чтобы спокойно и без суеты попасть в клуб на концерт Tiamat, ведь немного позже там образовалась настолько большая очередь, что сотня людей так и не смогла попасть в переполненное помещение. В этот раз атмосфера в зале была еще хуже – такое чувство, что мы попали в какую-то сауну, даже стекла и зеркала запотели от такой жары и духоты. У нас был большой ажиотаж о концерте Tiamat, ведь это культовая готик-метал группа, кавера которой я сама исполняла больше 10 лет назад. Но, как только они начали концерт и отыграли несколько композиций, меня постигло большое разочарование. Это был не тот Tiamat, который мы ожидали услышать, мы даже на минутку подумали, а не ошиблись ли мы концертом? Ничего общего с готик-роком, в этот вечер они исполняли андеграундный репертуар с ранних альбомов, звучавший как death metal. Это было необычно, но преданные фанаты поддержали и такой выбор – было видно, что они знают все песни, когда как мы стояли «не в теме». Свет на сцене был очень тусклый и только сзади, поэтому лиц музыкантов было почти не видно. Фото-ямы так же не было, но фотографы умудрились как-то уместиться в этот 20-ти сантиметровый проход между сценой и ограждением, но все равно фотографии с таким светом были не самыми удачными. И о самом выступлении – скучно и смазано, у вокалиста не было никакого энтузиазма, звук с микрофона периодически пропадал. В сочетании с такой духотой в зале все это вынудило нас выбраться из клуба в предбанник, где можно было продохнуть, и где мы встретили ребят из нашей UGP команды, которые тоже умудрились попасть на этот же концерт. В общем, мы не стали дожидаться окончание концерта и ушли, но нам потом рассказали, что в конце гитарист разбил гитару 🙂 Хоть какое-то событие на сцене в этот вечер!

Разочарованные от выступления Tiamat, мы отправились в Moritzbastei, чтобы встретиться с друзьями и просто хорошо провести время.

День 4.

Обычно в последний день фестиваля ты не понимаешь, как так незаметно пролетело время – еще совсем недавно был первый день и ощущение того, сколько еще времени впереди, а сегодня всё уже заканчивается. В этот день нужно успеть всё – шопинг, посмотреть все запланированные концерты, встретиться и пообщаться с друзьями, выпить медового вина и съесть кари-вурст. 🙂

Наш день начался с шопинга в Agra – до этого не было возможности спокойно пройтись по магазинам, поэтому все покупки были запланированы на последний день. А еще в последний день можно купить товары с максимальной скидкой, т.к. продавцы стараются избавиться от вещей, чтобы не везти их обратно на склад.

FADERHEAD

Около 7 вечера мы прошли в концертный зал Агры, который собрал всех кибер-готов фестиваля, поскольку начали свое выступление электронщики Faderhead. Это был самый танцевальный концерт всего WGT, слушатели отрывались «на всю катушку». Группа чередовала энергичной композиции с медленными, где вокалист пытался петь чистым вокалом, что ему удается не очень хорошо. Зато на медляках народ мог продышаться и отдохнуть от танцев. Мы так и не дождались их главного хита – TZDV, поскольку проголодались и ушли из концертного зала. Видимо, эту песню Faderhead придержали на самый конец.

YE BANISHED PRIVATEERS

После перекуса мы коротким путем отправились в Heidnisches Dorf, чтобы послушать пиратский фолк-рок из Швеции – Ye Banished Privateers. Эту группу я открыла для себя перед самим WGT – на их живых видео можно увидеть большое количество людей с разными стилизованными инструментами и в крутых пиратских костюмах, которые очень энергично ведут себя на сцене и сочетают музыку с театром. В реальности всё оказалось именно так! Вообще это было самым ярким выступлением за весь фестиваль, не считая Wardruna. От этих ребят невозможно было оторвать глаз и хотелось танцевать и подпевать. Периодически музыканты менялись инструментами, показывали юмористичные сценки, а их образы были настолько аутентичными и реалистичными, как будто они только что вышли из средневековой таверны или из самого крутого фильма о пиратах.

FEUERSCHWANZ

Сразу после окончания Ye Banished Privateers в наших планах было вернуться в Агру на концерт электронной команды God Module, но в этот раз охранники не пропустили нас через короткий путь к залу Агры. Мы очень долго препирались, доказывая, что браслет прессы дают нам такую возможность и мы делаем это каждый день, но они уперлись и не верили. В итоге мы махнули на них рукой и вернулись в деревню, поскольку мы уже не успевали на этот концерт, если бы пошли обычным длинным путем в обход. Взяв вкусного домашнего вина из бузины, мы дождались хэдлайнера и последнюю группу этого вечера Feuerschwanz, и нисколько не пожалели, что остались в деревне! Это был немецкий medieval folk rock, слушатели которого, кажется, знали все песни наизусть. Музыканты этой группы были одеты в средневековые одежды и доспехи, а в их перфомансе было много театрализованных сценок, как у предыдущей группы. У Feuerschwanz был отличный контакт со слушателями, которые танцевали и пели вместе с группой. Это был очень достойный концерт, который завершал для нас этот WGT!

Перед закрытием деревни мы успели в последний раз пробежаться по лавочкам и сделать несколько покупок, после чего мы закинули все вещи и покупки домой и сразу отправились в Moritzbastei на WGT-Finale. Это последняя, «прощальная» пати, на которой мы по традиции встречаемся и прощаемся со всеми друзьями, где можно танцевать до упаду и просто хорошо проводить время, пока не наступит утро и WGT официально не завершится.

Подведя итог, можно сказать, что это был отличный фестиваль, который оставил множество теплых воспоминаний и эмоций на весь следующий год. В нашем списке было много накладок, хотелось увидеть больше выступлений из листа «must have», но физически это было невозможно. И если изначально мы запланировали послушать 4-5 групп, то в итоге это было 10 замечательных концертов (кроме разочаровавшего нас Tiamat). Еще мы были рады видеть то, что людей на Wave Gotik Treffen не стало меньше и что интерес к фестивалю с годами не угасает. Многие даже остались недовольными такими огромными очередями на концертах и переполненными залами, но нас эта проблема особо не коснулась. Мы были немного расстроены, что как минимум половина наших друзей не смогла приехать в этом году, но компания в этот раз была ничуть не хуже, и мы нисколько не скучали!

Увидимся в 2019 году на 28-м фестивале Wave Gotik Treffen!

Iryna Kalenska

Головний редактор УГП із 2017 року. Фотограф, адміністратор, організатор концертів та фестивалів.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *