Moscow Synthetic Snow Festival

6 декабря (суббота) 2003
Москва, "АРТ-Центр на Плющихе"

Reportage by moonwalker [Vice editor-in-chief, representative in Russia]

auto_synth_snow_inc.html

Подобного масштаба мероприятия Москва еще не знала - одновременный приезд зарубежных звезд - MELOTRON и APOPTYGMA BERZERK и выступления нескольких российских команд. Безусловно, подобное событие должно было привлечь внимание. Хотя, с другой стороны, из действительно заманчивых для меня (и многих моих знакомых) групп была только APOPTYGMA BERZERK. На предыдущий день в интернет-кафе "Всесоюзного" центра состоялась пресс-конференция с участием APOPTYGMA BERZERK, MELOTRON, ТЕХНОЛОГИЯ и ARRIVAL.

И вот, немного задержавшись, мы вошли в новое для меня заведение под названием "Арт-Центр на Плющихе". Заведение оказалось расположенным в весьма симпатичном месте, и изнутри напоминало мини-Горбушку. Небольшой коридорчик на первом этаже, подъем наверх, где располагался довольно уютный бар с множеством столов и диванчиков. Недостаток (хотя, может, для кого-то и преимущество ;)) - там было мало света. Оттуда же можно было попасть на балкон. Сама площадка была относительно небольшой по размеру, но достаточно удобной - широкий зал позволял в случае необходимости встать сбоку, не участвуя в толкотне под сценой. Плохой ассортимент бара (из пива - только "ПИТ" - просто ужас какой-то, хуже если только "Клинское") отчасти компенсировался множеством точек продажи, поэтому очереди нигде не было. Последние два обстоятельства были явно в пользу нового места перед тем же "Рокси".

BLEEDING NATURE После существенной задержки, которая, по утверждению организаторов, была связана с задержкой саундчека хэдлайнеров - APOPTYGMA BERZERK, на сцену вышли москвичи BLEEDING NATURE. Сменив немного характер музыки, они представили новый материал, практически не пересекающийся с виденным мной ранее - год назад на концерте MELOTRONа, и чуть позже, на LACRIMOSA party. Группу подвел плохой звук. Видимо, из-за накладок не получилось нормально отстроиться и голоса первые несколько песен было практически не слышно. Не скажу, что я этим фактом особенно разочарован, но хотелось группу оценить справедливо. На последних песнях (одна из которой, как мне потом объяснили, была кавером на какую-то песню ЛАСКОВОГО МАЯ) вокал появился, причем создавалось впечатление, что основной вокал исходил не от Левы (вокалиста BLEEDING NATURE). По вышеперечисленным причинам мне выступление не очень понравилось, а каверы на LACRIMOSA звучали куда лучше, imho. Хотя тут, конечно, на любителя...

ТЕХНОЛОГИЯ Достаточно неожиданно и вскоре после BLEEDING NATURE на сцене появилась ТЕХНОЛОГИЯ. Некогда герои еще тогда советской эстрады ударно начали с какой-то новой песни (или это старая и я ее просто не узнал?), после чего посыпались хиты прошлых лет. Рябцев пел неплохо, попадая в необходимые моменты в ноты. Второй же вокалист мило улыбался, но рот пытался открыть не вовремя - на "Танцах вдвоем" я чуть не выронил из рук фотоаппарат от неожиданности, когда он подключился в припеве с ревом раненого медведя. Днем ранее, на пресс-конференции, Роман Рябцев сказал, что на недавно прошедшем каком-то концерте призраков 80х, по словам организаторов, они были единственные, кто не пах нафталином. И тут я хочу их искренне поздравить. Действительно, это так. Не пахнут. Современные аранжировки старых песен, пусть с несколько наивным и местами устаревшим содержанием звучали неплохо. Однако, imho, сейчас ТЕХНОЛОГИЯ может реально зацепить только своих бывших поклонников - сейчас группа способна вызвать лишь ностальгию. Но зато какую! Лично видел, как некоторые буквально рыдали на концерте, зная все песни почти наизусть, вспоминая свою юность, первую любовь etc. Мне пришлось побывать на их выступлении лет 11-12 назад, будучи еще практически подростком, и тогда реакция публики была совершенно иной.

Сейчас же ТЕХНОЛОГИЯ, отыграв свои наиболее известные хиты, включая "Танцы вдвоем", "Нажми на кнопку" etc, расчувствовалась и была готова буквально расцеловать поклонников в первых рядах. Итог - "на любителя", меня ностальгия по 80м никоим образом не мучает, а серьезно, без улыбки, я их воспринимать не могу.

MELOTRON Уходя, ТЕХНОЛОГИЯ объявила о выступлении зарубежных "друзей". И, вместо ожидавшегося ARRIVAL'а (которому, как выяснилось, досталось играть в самом конце), на сцену вытащили щиты MELOTRON'а, и вскоре появились и сами немецкие музыканты. Не слышав эту группу еще с прошлогоднего концерта, я не питал особых иллюзий на их счет. Вокалист, Энди Крюгер, появился на сцену, одетый в легкомысленную курточку и обтягивающие полосатые штаны, выглядел крайне забавно. Под стать было и само выступление. Я так понимаю, что у MELOTRON'а это просто фишка такая, разнообразить шоу всякими ужимками, приколами, братанием с поклонниками - создается полное впечатление, что музыканты на сцене отдыхают, да и, вообще, приехали в Москву отнюдь не на фестиваль, а выпить в хорошей компании. Об этом, кстати, лидер коллектива вполне недвусмысленно заявил на пресс-конференции - "В первую очередь, мы хотим поблагодарить организаторов, потому что завтра можем не успеть, после концерта мы будем пить водку". По словам очевидцев, он не только сдержал свое обещание, но и поблагодарил организаторов еще раз (последнее он успел сделать, видимо, на следующий день).

MELOTRON Продолжая тему скажу, что MELOTRON оказались как на сцене, так и вне ее крайне приятными и общительными людьми. Еще одно наблюдение, совпавшее у нескольких человек - во время концерта было невозможно отделаться от мысли, что на сцене Дэвид Гэхан в полосатых штанах. Мне было даже жаль, что мне MELOTRON музыкально не нравятся, ведь как бы не прикольно смотреть на группу, минут через 15-20 надоедает и становится немного завидно людям внизу, которые "стояли на ушах" весь концерт. В итоге я, стоя уже в фойе, сбился со счету, сколько раз немцы выходили на бис, снимая на камеру публику и фотографируясь на фоне зала.

APOPTYGMA BERZERK После небольшого перерыва, на сцену достаточно резво и неожиданно выбежали APOPTTYGMA BERZERK в составе четырех человек - вокал, гитара, клавиши и ударные. И началось такое...! Потрясающе сильный концертный звук, аранжировки, сильно отличающиеся от альбомных, исполнение таких вечных хитов, как "Love Never Dies", "Non-stop Violence", "Bitch", "Mourn", "Deep Red", "Eclipse" и многих других - просто нет слов! Даже переслушивая относительно недавние концертные альбомы, "APBL2000" и концертный альбом 1998 года, понимаешь, даже они рядом не лежали с настоящим концертом. При этом музыканты не опускались до братания с публикой, а вели себя холодно, в имидже. Для поклонников группы не секрет, что после знаменательного альбома "7" APOPTYGMA BERZERK резко переменила звучание, что позволило ее отнести к столь раскручиваемому сегодня стилю "future pop". Поэтому было очень приятно, когда на концерте музыканты от "future pop" не оставили камня на камне. Добавив сюда беседу на эту тему (само интервью будет опубликовано позже) со Штефаном, хочу обрадовать поклонников старой APOPTYGMA BERZERK - Штефан не вернется к старому звучанию, но сделает аранжировки более агрессивными и менее ориентированными на танцпол.

APOPTYGMA BERZERK Любопытно, что на выступление, вместе с самим лидером группы, Штефаном Гротом, приехали сессионные музыканты, играющие в металических командах - гитарист засветился в норвежском THE KOVENANT, а клавишник - в SATIRICON. Но удивляться тут не приходится - по утверждению Штефана, в Норвегии метал составляет большую часть андеграундной сцены, он сам вырос в компании металистов, и его лучшие друзья - металисты. Да и сам Штефан сделал пару каверов не на кого-нибудь, а на Металлику! На пресс-конференции он это объяснил тем, что группы типа METALLICA, THE CURE или KRAFTWERK стоят выше всяких стилей и субкультур, и оказали влияние как на его музыкальное творчество, так и на современную музыку в-целом. И тут с ним нельзя не согласиться.

Обидно, что на APOPTYGMA BERZERK было не так много зрителей. Некоторые вырубились в перерыве после MELOTRON'а от алкоголя (тут, опять же, камень в огород бара - такое нужно ожидать, если из закуски только лимоны, а из пива - только "ПИТ"). Другие, вдоволь набушевавшись на MELOTRON'е ушли переваривать впечатления. Как ни крути, публика у нас еще для событий подобного масштаба и подобной протяженности не готова. Просто на концерте APOPTYGMA BERZERK, думаю, было бы больше зрителей. Жаль...

Но вернусь к концерту. Кристально-чистый звук, энергия музыкантов подействовали на публику как-то не так. По свидетельствам очевидцев (сам я был настолько поглощен концертом, что просто не заметил) на сцену дважды (!) был брошен стакан с пивом. Ну что поделать, аудитория у нас местами хамская, тут спору нет. Музыканты перенесли это оскорбление, отыграв хорошо до конца (правда, выйдя на бис всего один раз). Резюме - блестящее выступление!

ARRIVAL ARRIVAL'у, последовавшему следом, пришлось мягко говоря нелегко. Большая часть зала, потрясенная или просто сбитая напором APOPTYGMA BERZERK покинула зал, да и сам ARRIVAL не располагал к внимательному выслушиванию. Я не знаком с их старым творчеством, а сейчас увидел одиноко "ломающегося" наголо побритого человека, сильно напоминавшего Александра Ф.Скляра. Как и многим другим, объективно оценить музыку и выступление мне не удалось, в голове еще крутилась "Non-stop violence" и еще несколько недавно отыгранных хитов. Поэтому спорить на тему, был ли "живым" вокал, качества выступления etc, не буду. Что ж, ARRIVAL'у не повезло на этот раз.

Поужинав в соседствующем и единственном в округе открытом японско-китайском ресторане, мы попытались продолжить вечер на танцполе под dj RAM'а. Не могу сказать ничего по поводу "качества ди-джейства" RAM'а (мне, признаться, глубоко по фигу вопросы сведения трэков), но сам сет показался весьма скучным, все в одном ритме (так было задумано?), и было решено вечер остановить.

Итак, что мы имеем. Мероприятие очень понравилось - неплохое место, адекватная публика (за некоторым исключением - об этом я писал уже ранее). Несмотря на то, что из концертов мне реально понравилась только APOPTYGMA BERZERK, хочу сказать огромное спасибо всем музыкантам и организаторам этого фестиваля (Russian Synth Community и RGP). А непосредственно выступление APOPTYGMA BERZERK твердо входит в мой личный топ московских концертов этого года.

Text and photos by moonwalker [Vice editor-in-chief, representative in Russia].

auto_synth_snow_inc.html