header04 forumhead02 forumhead03 logo

Главная | Сделать домашней | Добавить в избранное
Поиск по сайту   Расширенный поиск »
        
Разделы

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Рассылка
Подписаться на рассылку:

Опрос
Что нового не хватает порталу для того, чтобы стать более удобным и интересным?
Много новых материалов
Интеграции с социальными сетями
Новий дизайн и структура
Новых посетителей и коментаторов
Меня все устраивает, ничего менять не надо
Результаты
Все опросы



email Отправить другу | print Версия для печати | comment Комментарии (0 добавлено)

Коллекционер. Джон Фаулз

Viola Noir on Ноябрь 18, 2013

Дебютный роман яркого представителя постмодернизма Джона Фаулза прочитал практически весь интеллектуальный мир. Через два года после публикации романа в 1963, «Коллекционера» экранизировал легендарный режиссёр Уильям Уайлер.  Сюжет его настолько глубокий и нетривиальный, что к нему обращаются и его цитируют до сих пор.  В чем же феномен этого романа? Почему споры по поводу его  не утихают до сих пор?

Сюжет книги широко известен, но все-таки стоит освежить его в памяти. Молодой клерк Фредерик, не имеющий никаких особенных выдающихся интеллектуальных, профессиональных и личностных качеств, увлекается богемной студенткой художественного училища Мирандой. Но он не может подойти к ней, не может с ней заговорить, а тем более впечатлить ее. У него один интерес в жизни – коллекционировать бабочек. И он решает пополнить свою коллекцию Мирандой. Внезапно Фредерик выигрывает большую сумму денег, он отправляет своих родственников заграницу,  покупает огромный дом в глуши. Он похищает Миранду и запирает в этом доме, убежденный в своей идее, что рано или поздно Миранда его полюбит.

«Коллекционер» раскрывает нам столкновение двух миров – темного, пыльного, ограниченного и набитого мертвыми бабочками мира Фредерика, и светлого, наполненного эмоциями и чувствами мира Миранды. Но не так все просто и однозначно. При ближайшем рассмотрении, прекрасная Миранда уже не выглядит столь прекрасной и светлой – у нее множество изъянов, она высокомерна, истерична. А Фредерик не такой уж злодей – все его «злодейство» в его глупости, он наивен и искренен как дитя. И эти детали делают пропасть между героями еще глубже, нежели это был стандартный антагонизм «добро-зло».

Образ героя романа Фредерика Клегга никогда не займет в литературе и в искусстве тоже место, как, скажем, образ Гумберта Гумберта или Жана-Батиста Гренуя. Ровно как и Клеггу очень далеко от амлуа  «харизматичного  злодея» за честь которого сыграть душу дьяволу продаст любой драматический актер.  Трагедия Фредерика ни сколько в его глупости, сколько в его посредственности. Кстати, и по этой причине экранизацию Уильяма Уальерав свое время восприняли в штыки. Он взял на роль Фредерика Клегга актера Теренса Стэмпа, а какой из красавца Стэмпа зашуганный, безнравственный и посредственный Клегг? Никакой. Посредственность играть сложнее всего.

Образ же Миранды – сыграть сможет каждая. Миранда – это,  как бы сейчас грубо выразились, пример классического, пардон,  «небыдла». Она культивирует в себе свою исключительность, свое «творческую» натуру. Вся ее «добродетель» и  статус «личности творческой»  это результат ее изначального положения в обществе и  некой способности, словно хамелеон, приобретать «окрас»  своей среды. Миранда попала в творческую богемную среду – отсюда ее рассуждения о «интеллектуальном меньшинстве», про «мертвый груз»  которое оно на себе несет. Но посути своей она такая же мещанка, как и Калибан, только в отличие от него, мещанка с «претензиями».  После второй части книги, где автор дает возможность узнать мысли и натуру Миранды, уже невольно задаешься вопросом – а есть ли та пропасть между героями? Есть ли антагонизм? И, возможно, выбор Фредерика объекта своей «любви» не так уж случаен?

«Не прикасайтесь к идолам... Их позолота остается у вас на пальцах». Фредерик прикоснулся к хрупкому образу «неземной» Миранды – и он рассыпался в прах. Как крылья бабочки.

Роман «Коллекционер», наверное, нельзя отнести к определённому жанру литературы. Это скорей всего история, притча, но не о добре и зле, а о многогранности зла, в проявлении людской глупости и серости, которая не оставляет после себя ничего кроме пустоты.

Оценка книги: 7/10



2366 раз прочтено

Оцените содержание статьи?

1 2 3 4 5 Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00 (всего 4 голосов)
comment Комментарии (0 добавлено)
Популярные (за день)
Комментируемые
Рекомендуемые
Команда УГП
image

Julia Suvorova


Reporter and photographer of gothic.com.ua