header04 forumhead02 forumhead03 logo

Главная | Сделать домашней | Добавить в избранное
Поиск по сайту   Расширенный поиск »
        
Разделы

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Рассылка
Подписаться на рассылку:

Опрос
Что нового не хватает порталу для того, чтобы стать более удобным и интересным?
Много новых материалов
Интеграции с социальными сетями
Новий дизайн и структура
Новых посетителей и коментаторов
Меня все устраивает, ничего менять не надо
Результаты
Все опросы



email Отправить другу | print Версия для печати | comment Комментарии (0 добавлено)

22. Wave Gotik Treffen

Oleg Moonwalker on Июль 03, 2013

Мне нравится приехать в Лейпциг перед фестивалем заранее, чтобы спокойно насладиться атмосферой, никуда не бежать и поустраивать забеги улиток на лесных дорогах позади отеля вечером в четверг. Приятно и не торопясь взять машину в аэропорту Берлина и заехать в Бург Рабенштайн, что по дороге в Лейпциг, где в это время года как раз в ресторане можно найти свежую белую спаржу. И я не люблю, когда в офисе в пятницу, когда все уже на фестивале, я ощущаю виброзвонок с вопросом "-Ты где? -Ааааа! Я забыл, мне же пора бежать в аэропорт, Треффен уже начался!"
Так или иначе, мы добрались до фестиваля уже вечером в пятницу, куда-то из Агры ехать уже не было смысла, и мы с трудом смогли протиснуться в зал на вторую половину выступления THE 69 EYES. Начиная с какого-то момента в прошлом я перестал следить за творчеством финнов, ушедших в какое-то далекое от меня музыкальное пространство, поэтому песни проходили мимо, и даже хиты прошлых лет выглядели плоско и бесцветно. Зато впечатлило количество людей, собравшихся тем вечером в зале Агры.
Наблюдение, что посетителей становится все больше (ок, площадки становятся все более загруженными), программка фестиваля становится все обширнее и уже не умещается на скромном развороте А3, как было когда-то, но при этом групп становится все меньше — главное наблюдение фестиваля. И действительно, программка включает в себя беспрецедентное количество мест с разнообразной программой — от выставок всего и вся до концертов и спектаклей, но на основных площадках группы стали начинать чуть позже (ни одного концерта в Агре раньше 17:00), а выступления и перерывы стали чуть длиннее. Хитрость организаторов, чтобы вписаться в урезанный бюджет и повысить доходность мероприятия, или тенденция? Что же, время покажет.
Еще одна тенденция, уже знакомая по прошлым фестивалям — привлечение артистов новых направлений (при этом сами направления могут быть вполне себе старыми, но вот только их никогда до этого не встречалось на Треффене). Так, после финнов на сцене Агры появились американцы, стимпанки ABNEY PARK. Я провел небольшой опрос среди знакомых, имеющих отношение к происходящему на WGT – кто знает, кто такие ABNEY PARK (ок, это легко посмотреть в интернете) и почему они поставлены на такое выгодное время в Агре, фактически хэдлайнерами первого дня на самой большой площадке, но результат был нулевой.
Любопытно, что в процессе выступления и сами ABNEY PARK спросили зал, кто их знает, и руки подняла едва ли четверть зала. Не скажу за все Треффены, их программа обычно более обширна, чем можно посмотреть одному человеку (тем более, что я всегда был более знаком со стимпанком как литературой и прочим, но не как с музыкой), но для меня подобное направление было на Треффене впервые (ок, признаюсь, я не был ни на одном викторианском пикнике, который проходит каждый Треффен в парке Клары Цеткин).
Мы зашли посмотреть несколько песен, но остались до конца. Заводной гитарный фолк с намеком на многочисленные общеизвестные мелодии разных континентов, с обильной электронной подложкой и скрипкой, как если бы кто-нибудь из немецких фолк-рок групп обосновался в Штатах и решил начать петь на английском. Понравился и образ — футуризм, как его понимали в XIX веке, когда паровые машины были новейшим достижением науки и сулили светлое будущее. Красиво, весело (но не без доли трагизма) и интересно. И будет только здорово, если стимпанк как субкультура впишется в контекст "темной немецкой альтернативы" и музыканты, позиционирующие себя в контексте стимпанка, станут завсегдатаями WGT.
Суббота на этом фестивале стала самой интересной с точки зрения музыки. Жаль только, что все началось достаточно поздно, и, как обычно, одновременно на многих площадках. Поэтому пришлось пожертвовать неплохой неофолковой программой в пользу другого. Хорошо, не всего неофолка, что-то удалось захватить. Например, итальянцы TEARS OF OTHILA, которые выступали первыми на новой площадке фестиваля Altes Landratsamt.
Итальянский неофолк (да и вообще тематическая итальянская музыка) уже давно на подъеме, есть много актуальных и популярных команд, наличие которых, как известно, приводит к образованию сцены и дальнейшему развитию. Видимо, TEARS OF OTHILA — одни из них. Впрочем, они ничем особым не запомнились, кроме того, что они — итальянцы, которых мы в этом году вообще не собирались смотреть.
Интереснее выглядели следовавшие HAUTVILLE, еще одни итальянцы. Неофолк в лучшем стиле итальянцев с вкраплениями мартиала и женским вокалом (изредка замещенным мужским), которого периодически было слишком много. Я прослушал почти что весь концерт с удовольствием и дослушал бы до конца, если бы не необходимость уезжать в Агру, где вскоре должен был выступать старый американский электронно-индустриальный проект VELVET ACID CHRIST. Скажете, какое отношение имеет HAUTVILLE к VELVET ACID CHRIST? Ок, это Треффен. Брайан Эриксон, человек, стоящий за проектом V.A.C., выступает не часто и было бы преступлением упустить возможность посмотреть вживую на легенду американского индастриала.
Эриксон вышел на сцену в старом пальто, скрывавшем футболку "Napalm Death" с кое-как нанесенным гримом и напоминал клоуна, которого вытащили из могилы (впрочем, кем он метафизически и является). Грузный, лысеющий пожилой человек, встреть я его где-нибудь в супермаркете, мне бы и в голову не пришло, что это "тот самый Эриксон". Но эти глаза, глаза мертвеца... И пусть после каждой песни следовал перерыв, пока Эриксон объяснял клавишнику, какие кнопки жать дальше, пусть где-то слышались проблемы со звуком, меня не оставляло ощущение, что я присутствую на чем-то настоящем, "тру". И даже не мешало солнце, светящее через окна Агра Халле, внутренний мир V.A.C. настолько мрачен, что его не осветить ничем.
Я стоял как под гипнозом, зачарованный концертом, мир вокруг как будто рушился в такт рваным ритмам, жаль только, фестивальное расписание не предполагает в это время длительных выступлений (да и не думаю, что у V.A.C. готова длинная программа). Сыграли немного нового с "Maldire", немного старого времен "Church Of Acid", и, наверное, именно концерт VELVET ACID CHRIST в этом году стал главным впечатлением фестиваля.
История, как известно, любит совпадения и в конце выступления Брайан Эриксон заметил, что в их первом европейском турне в 1998 году V.A.C. поддерживали SUICIDE COMMANDO, и сейчас звезды легли таким образом, что бельгийцы выступают после них.
Перед SUICIDE COMMANDO на сцену нагнали дыма, добавили света, Йохан ван Рой, человек, стоящий за этим проектом, бегал по сцене как заводной, корчил публике страшные гримасы, вот только после V.A.C. это все смотрелось как шутка, игра. Глаза бельгийца — глаза усталого профессионала-музыканта, который "пишет песню, потому что нужно написать песню", а вовсе не потому, что он не может ее не написать. Вот и показалось, что мы присутствовали на качественном, профессионально сделанном шоу, где все "звуки и звучки" были тщательно подобраны и выверены, каждое движение отточено. И, собственно, на этом все.
Не досмотрев до конца SUICIDE COMMANDO мы отправились в зал Колрабициркус, где хэдлайнерами дня были английские металисты PARADISE LOST. Ночной Лейпциг пуст, большинство светофоров отключены и мы приехали быстрее, чем рассчитывали, поэтому застали румынских металистов DORDEDUH. Впрочем, ничего, кроме звучного рыка вокалиста, я с нескольких прослушанных песен так и не вынес.
PARADISE LOST... За почти 25 лет творчества англичане переиграли в разных стилях и опять вернулись к тяжелому звучанию на последних альбомах, которые они производят с завидной регулярностью. Впрочем, регулярность выпуска пластинок в данном случае не означает плохого их качества, чему подтверждение последний "Tragic Idol", один из лучших альбомов в истории группы. Собственно, этот альбом и возродил мой было утраченный интерес к их творчеству.
Англичане не заставили себя долго ждать, спокойно выйдя на сцену и отыграв программу на 1:20, минуту в минуту по расписанию фестиваля, ни песней больше, ни меньше. "The Best" почти со всех альбомов (кроме почему то "Paradise Lost", с которого не было не одной вещи) с упором на новые песни (то, что хочется играть самим музыкантам) и совсем старые (что хочет слышать большинство посетителей). Видимое спокойствие вполне соответствует творчеству PARADISE LOST, которое, имхо, можно выразить одним словом — "меланхолия". PARADISE LOST — мастера меланхолии, никто кроме них не умеет так нагнать атмосферу грусти и безысходности, не перегружая ее при этом лишним, делая это "спокойно и без излишней аффектации".
Но Треффен не был бы Треффеном, если бы субботний вечер на этом завершился. Пустые дороги ночного Лейпцига вели нас обратно в Агра Халле, где ночным хэдлайнером субботы были еще одни англичане, IAMX. Так получилось, что до этого я больше слышал "о них" от друзей и знакомых, которые видели концерты IAMX в России и на различных музыкальных фестивалях Европы и не спешил знакомиться с творчеством группы, наивно полагая, что у меня другие, несовместимые музыкальные вкусы. И так получилось, что после этого концерта я переслушал все альбомы, включая концертники и сборники ремиксов, пересмотрел все клипы и до сих пор не могу остановиться, слушая их едва ли не каждый день. Но на тот момент я всего лишь ожидал выступления, чтобы "поставить галочку" типа видели, были, не зацепило.
Стоя в пространстве перед сценой вместе с другими фотографами, я хорошо видел все происходящее — уютную обстановку сцены, надпитую бутылку вина, которую Крис Корнер прикончил к концу выступления, видно было и самого Криса, невысокого и изящного в черной дамской шляпке с перьями. Концерт больше походил на захватывающее театральное представление, вот только стоило выйти в зал и стать подальше (а зал Агры той ночью был забит битком), как выступление потеряло половину своего очарования. И эта мода на маленькие женские шляпки, на которых еще торчат перья... Не привык я, что мне не видно сцены с моим то ростом.
Мы ехали по ночному Лейпцигу, а в голове крутилась песня про тайного друга и реку, про жизнь и смерть, которые ведут к любви и сожалению... IAMX той ночью зацепил крепко и не отпускает до сих пор.
А вот фестивальное воскресенье выдалось не богатым на выступления — были встречи (включая ежегодную встречу gothic.com.ua), общение, новые знакомства, старые друзья из разных концов света. И за всем этим концерты отошли на второй план. Поэтому первыми из посмотренных стали канадцы THE BIRTHDAY MASSACRE.
Когда-то давно я видел с ними интервью, в котором говорилось, что группа пытается эксплуатировать "школьный образ", одеваясь в школьную форму, изображая непослушание. Вот только THE BIRTHDAY MASSACRE присутствует на международной темной сцене уже почти полтора десятка лет, они уже плотно вышли из школьного возраста, а придумать что-то интересное, кроме образа и нескольких удачных видеоклипов, канадцы не могут.
Так и на выступлении — все было громко и энергично, гитары ревели на фоне электронной подложки, все на сцене бегали-прыгали, а Chibi, фронтвумен группы, не переставая поддерживала интерес публики к своей персоне, заигрывая с первыми рядами, строя забавные рожицы, да и вообще на нее было интересно смотреть. Вот только на этом достоинства THE BIRTHDAY MASSACRE заканчиваются, мои уши были не в состоянии отличить одну песню от другой, к середине выступления я так и не смог для себя ничего выделить и мы отправились изучать программу фестиваля, чем бы заняться в тот вечер.
Штудирование программки того воскресного вечера не дало никаких результатов и с точки зрения минимизации лишних перемещений мы остались на шоу LACRIMOSA, которое завершало воскресную программу в Агра Халле.
Я вообще люблю творчество LACRIMOSA и лет пятнадцать назад умер бы от счастья на концерте, но последнее творчество группы особенного энтузиазма не вызывает, а новую программу мы вполне неплохо посмотрели в марте в Телеклубе Екатеринбурга. Тем не менее я рад, что остался тем вечером в Агре. При всем уважении к клубным концертам, мало что может по качеству подачи материала сравниться с хэдлайнерами дня в Агре. Были потрясающие свет и звук, а Тило, в отличие от усталой тени себя в Екатеринбурге был в хорошей форме. Сыграли уже традиционный для фестивалей "The Best" со всех многочисленных альбомов без упора на что-либо конкретное.
Интересная метаморфоза произошла с публикой. Агра была забита к началу выступления, мне стоило труда протиснуться на приемлемое место после отведенных под фотографирование первых трех песен, но к середине концерта народ стал активно расходиться, а под конец я обнаружил себя чуть ли не в первых рядах и вокруг было достаточно свободно. Немцы разочаровались в выступлении LACRIMOSA? Или, может, что-то другое, игравшее параллельно на какой-нибудь площадке, отвлекло их внимание? Или же просто народ устал к третьему дню фестиваля?
Понедельник уже традиционно (точно не помню, который год подряд, но уже достаточный) для нас проходит на открытой площадке Паркбюне, где уже также традиционно ставят готик-рок программу. На этот раз программа начиналась чуть позже, группы играли чуть больше (и, соответственно, их было существенно меньше, чем раньше), но почти все команды — старые, заслуженные, большинство из которых мы видели много лет назад, когда только начинали интересоваться тематическими фестивалями.
Открывали день австрийцы WHISPERS OF THE SHADOW. Я их помню еще на первом нашем WGT в 2001 году, когда они выступали перед GARDEN OF DELIGHT на какой-то площадке типа ДК, мне они тогда показались невыносимо скучными (сейчас то я знаю, что у них был тогда период "кьюромании"), не смог я до конца их досмотреть и на Herbshaechte 2001 по той же самой причине. Но новое творчество австрийских готик-рокеров неожиданно зацепило, мистический, слегка утяжеленный готик-рок, отдающий ранним Артаудом (GARDEN OF DELIGHT / MERCIFUL NUNS) и FIELDS, некогда одно из любимых моих направлений в готик-роке.
Мне нравится вся эта таинственная атмосфера, оккультная символика, мне даже увешенность пентаграммами от шеи до гитары не кажется моветоном (впрочем, я понимаю людей, которые с этим не согласны) и тут WHISPERS OF THE SHADOW со своим концептуальным альбомом "The Rites of Passage" оказались как нельзя кстати. Прошли времена активности FIELDS, замедлил выпуск новых альбомов Артауд и осталось не так много групп, работающих на ниве мистически-ориентированного готик-рока, и я рад, что в этом направлении остаются активные группы.
Концерт WHISPERS OF THE SHADOW стал, пожалуй, лучшим за понедельник, несмотря на дневной свет и солнце, не располагающие к восприятию таинственных ритуалов и магии, вдохновленной магами и писателями конца XIX – начала XX веков.
Следовавших немцев IN MITRI MEDUSA INRI мы также когда-то, лет 10 назад, видели на одном из фестивалей и также, как и WHISPERS IN THE SHADOW, я их тогда не понял. Тогда я отнес это на то, что я просто "не въезжаю" в немецкий darkwave и поставил галочку "не забыть посмотреть при возможности", возможность представилась на WGT 2013.
Однако, в отличие от австрийцев, IN MITRI MEDUSA INRI не произвели никакого впечатления. Фронтмен группы Халгар был затянут в какой-то цветастый сюртук и цилиндр, все новое и сверкающее, как будто только что завершил ежегодный шоппинг на блэк-маркете, девица на гитаре показалась более для антуража, само выступление было скучным, а специфической для этого стиля музыки атмосферы так и вовсе обнаружено не было. Кто знает, может, увидь мы их раньше в другой обстановке, а не на залитой предзакатным светом сцене Паркбюне, впечатления были бы другими.
А вот следовавшие еще одни заслуженные darkwave'веры OTHER DAY, которые мне запомнились еще по концерту на каком-то из Castle Party, не разочаровали и на этот раз. Такой типично немецкий darkwave, который сейчас переживает времена декаданса и уже почти не встречается, с упором на немецкоязычные тексты, в-общем, OTHER DAY – то, что у многих людей когда-то ассоциировалось со словом "готика". Это тот случай, когда, попав на одну волну с музыкантами, можно уйти в их мир грез и особенной, светлой грусти, раствориться в таинственных глубинах одной из многочисленных метафизических рек, чтобы воскреснуть обновленным для новой жизни.
Вот только, чтобы попасть на одну волну с музыкантами, необходимо сконцентрироваться на музыке, в то время как на предпоследнем концерте фестиваля (да и еще на открытой площадке в дневное/вечернее время) вокруг было уж больно много отвлекающих факторов.
И завершали фестиваль немецкие готик-рокеры CATASTROPHE BALET с "последним" своим шоу в истории, еще одна группа, с которой я познакомился на фестивале Herbstnaeche в начале 2000х. Я не верю в "последние шоу", как не верю в бывших музыкантов и алкоголиков. Я всегда считал, что последние шоу — привилегия современного шоу-бизнеса, повод для еще одного хорошего концерта, куда можно пригласить многочисленных гостей. Те, кто хотят действительно уйти, уходят тихо и без лишней шумихи. Так люди постепенно перестают слушать музыку, начинают все реже и реже ходить на концерты, как будто подпускают к себе ничто, малыми дозами, чтобы не было больно.
Поэтому концерт CATASTROPHE BALLET воспринимался как способ музыкантов обратить на себя внимание зрителей, среди приглашенных гостей удалось опознать Уильяма Фэйфа (FAITH & THE MUSE), Освальда Хэнке (GOETHES ERBEN, HENKE и т.д.), Томаса Люке (GIRLS UNDER GLASS) среди прочих. Сам концертный материал живо напомнил некогда заслушанный мной до дыр концертник "Test Of Time" (разумеется с "Анархией" в качестве финального аккорда, когда на сцене появились все гости) с вкраплениями из последнего на сегодняшний день (или вообще?) альбома "The Seed of Beauty". Эрик Бертон (он ведет CATASTROPHE BALLET уже 25 лет, шутка ли?) ни капли не изменился с последних виденных концертов группы, как будто законсервировавшись в неопределенном возрасте, все такой же энергичный, а возраст группы был виден по гитаристам.
После завершения концерта все, как и положено для последнего концерта, переобнимались, перецеловались, слегка поревели, как будто провожают друг друга в долгое плавание с неопределенным концом. Даже у меня скатилась скупая мужская слеза, хотя разум подсказывал, что как только у Эрика появится настроение сделать еще один концерт он не будет думать дважды перед тем, чтобы собрать группу заново. Тем не менее "последнее в истории шоу" CATASTROPHE BALLET стало прекрасным завершением фестиваля 22. Wave Gotik Treffen (или 13. Wave Gotik Treffen в нашем исчислении) и в чем можно быть уверенным, так это в том, что сам WGT этого года последним уж никак не станет.
Вот и все про WGT 2013, и я давно перестал "выражать надежду", что приеду в Лейпциг по такому же поводу в следующем году, вопрос посещения фестиваля сейчас находится в чисто практической плоскости (как лучше лететь и где лучше остановиться). Даже не так важно, кто и сколько там будет выступать, сама обстановка Лейпцига в дни фестиваля настолько потрясающая, что я буду ездить туда каждый год, пока не кончится Треффен или не кончусь я.

Галереи к фестивалю:

 

WGT-2013, Victorian Picknic by Perverted Puppet: http://gallery.gothic.org.ua/thumbnails.php?album=2117

WGT-2013, Visitors by Perverted Puppet: http://gallery.gothic.org.ua/thumbnails.php?album=2120

WGT-2013, Bands by Perverted Puppet: http://gallery.gothic.org.ua/thumbnails.php?album=2121

WGT-2013, Bands by Taras Bulgakov: http://gallery.gothic.org.ua/thumbnails.php?album=2123

WGT-2013, Visitors by Taras Bulgakov: http://gallery.gothic.org.ua/thumbnails.php?album=2122

WGT-2013, Visitors by Elena Skullova: http://gallery.gothic.org.ua/thumbnails.php?album=2119

WGT-2013, Bands by Elena Skullova: http://gallery.gothic.org.ua/thumbnails.php?album=2118

WGT-2013, Visitors & Bands by Moonwalker: http://gallery.gothic.org.ua/thumbnails.php?album=2124



3076 раз прочтено

Оцените содержание статьи?

1 2 3 4 5 Rating: 4.25Rating: 4.25Rating: 4.25Rating: 4.25 (всего 12 голосов)
comment Комментарии (0 добавлено)
Популярные (за день)
Комментируемые
Рекомендуемые
Команда УГП
image

Ekaterina


фотограф, корреспондент