header04 forumhead02 forumhead03 logo

Главная | Сделать домашней | Добавить в избранное
Поиск по сайту   Расширенный поиск »
        
Разделы

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Рассылка
Подписаться на рассылку:

Опрос
Что нового не хватает порталу для того, чтобы стать более удобным и интересным?
Много новых материалов
Интеграции с социальными сетями
Новий дизайн и структура
Новых посетителей и коментаторов
Меня все устраивает, ничего менять не надо
Результаты
Все опросы



email Отправить другу | print Версия для печати | comment Комментарии (0 добавлено)

Готическая живопись

Niaeri-Ahe on Март 06, 2014

«Знатные господа и простолюдины, священники и миряне приходят, чтобы насмехаться над Богом, воплотившимся в Человеке. Даже ничтожные воры издеваются над Ним. Многие бесстыдно встают перед Ним и дерзко поднимают головы к Нему с ухмылками и выкриками. И все это творят не десять человек и не двадцать, а сотни и сотни».

Именно такими словами из проповеди начала 15 века можно охарактеризовать период готической живописи. Желание набожного мирянина видеть как можно больше, рассмотреть во всех подробностях, отразилось как в религиозных переживаниях, так и в характерной для той эпохе близости религиозного опыта и повседневной жизни. Подобные взгляды требовали новых способов видения, которые и нашли отображение в развитии разнообразных форм и мотивов. Отличительные черты живописи этого периода –изысканность, экзальтированность, утонченность, красочность и декоративность. Весьма распространен был золотой фон, отсутствие глубины и общая плоскость изображения, которые, тем не менее, сочетались с проработкой деталей костюма и интерьера, тщательной прорисовкой лиц и растений.

Основными направлениями в живописи того периода были витраж и книжная миниатюра.

Первое обусловливалось особенностями архитектуры готических храмов – замена плоских стен ажурными орнаментами и огромными окнами во всю стену не оставляли места для обильного живописного декора. Вместо этого поверхность окон заполняли витражные композиции, воспроизводящие религиозные или литературные сюжеты, исторические события, сцены труда. Техника витража, сочетающая цветовые и световые элементы композиций, придавала им особенную эмоциональность. Разноцветные кусочки стекла, выглядящие в свете солнца как драгоценные камни, создали новые эстетические ценности – дали краске наивысшую звучность чистого цвета. Неодинаковые, но довольно толстые стекла часто были с пузырьками и не совсем прозрачными — это усиливало художественный эффект.

Развитию книжной миниатюры поспособствовало появление светской литературы, например, рыцарских романов, что значительно расширило круг иллюстрированных рукописей. Так же создавались богато украшенные часословы и псалтыри для домашнего употребления.Ажурные, растительные орнаменты, сочетались с картинами религиозной и бытовой тематики, употребление остроугольного письма окончательно придало тексту вид ажурного узора. Фигуры рыцарей и дам исполнены грации — их формы нанесены струящимися линиями, создающими иллюзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы. Лист готической рукописи, с различными по величине и содержанию инициалами и малыми буквицами, имел вид загадочной филиграни со вставками из драгоценных камней. В это время иллюстрировали и светские рукописи, и научные трактаты, и сборники любовных песен. При этом художник стремился проникнуть в саму суть произведения – это были настоящие иллюстрации литературного произведения. Вместе с тем книге придавалась нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток.

Во второй половине XIII века стал популярным бордюр, обрамлявший поле листка. На завитках орнамента, выходящих на поля, а так же на горизонтальных линиях обрамления, художники размещали небольшие фигурки или сцены комического, бытового или назидательного характера. Подобные картинки, далеко не всегда имеющие отношение к содержанию рукописи, ограниченные только фантазией миниатюриста, получили название «долери» - забавы. Не ограниченные условностями иконографического канона, эти фигурки быстро начали активно жестикулировать и двигаться, живя собственной жизнью и значительно оживляя книги.

Вместе с витражом и миниатюрой развивается и жанр портрета. Общая детализация изображений ведет к тому, что вместо отвлеченно-абстрактных изображений художник создает отдельные образы, наделенные присущими исключительно конкретному человеку чертами. Так же завершается господство византийских канонов, указывающее изображать человека только в фас. Появляются изображения как в профиль, так и в три четверти.

Общей чертой данного периода в искусстве стал интерес к жизненно-достоверному изображению повседневности, большей прорисовки деталей. Так же характерными являются яркие, чистые, сочные цвета, изящные линии и вычурные украшения. Миниатюры в книгах создавали необыкновенную вязь из слов и картинок, огромные витражи в соборах – атмосферу окрашенной воздушной среды и почти волшебства.



3419 раз прочтено

Оцените содержание статьи?

1 2 3 4 5 Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00 (всего 8 голосов)
comment Комментарии (0 добавлено)
Популярные (за день)
Комментируемые
Рекомендуемые
Команда УГП
image

Viktoria Ryabaia


Correspondent in Hannover (Germany)