XIII. Wave Gotik Treffen

the biggest gothic festival / крупнейший готический фестиваль

28 мая 2004 - 31 мая 2004, Лейпциг, Германия

Reportage by moonwalker

auto_wgt2004_inc.html

В какой-то степени юбилейный, 13й по счету, фестиваль Wave Gotik Treffen состоялся в конце мая 2004 в Лейпциге. Думаю, нет смысла описывать структуру и историю фестиваля - об этом можно прочитать в репортажах прошлых лет. Здесь же сконцентрируемся на главном, т.е. на реально происходивших событиях.

Фактически, для всех, кто когда-либо его посетил и не представляет жизни без следующего фестиваля, WGT является точкой отсчета времени, своеобразным "новым готическим годом". Так и для нас - все делится на до первого нашего WGT в 2001, и после. Этот фестиваль стал уже четвертым. Основной его особенностью для меня стало присутствие сразу трех команд, продюссируемых gothic.com.ua - одесситов GRAY/SCALE, DUST HEAVEN и киевлян KOMU VNYZ.

За день до фестиваля - 27.05.2004.

Накануне фестиваля состоялось любопытное мероприятие под названием "Spiritual WGT warm-up" с участием немцев ANAM CARA, Patrik Thiele, а также польских готик-металистов ILLUMINANDI в прекрасном соборе Peterskirche - наверное, красивейшем соборе Лейпцига.

ANAM CARA Первый коллектив (ANAM CARA) понравился - dark folk'овые мотивы, приятный немецкий речетатив с арфой и виолончелью, под многочисленными свечами. Не знаю уж смысловой нагрузки (не хотелось бы попасть по незнанию на христианских проповедников), но акустика собора делала свое дело. Красиво и романтично...

Следом вышел Patrik Thiele - оказалось, он практикует художественное чтение. Выразительно, но абсолютно непонятно в силу недостаточного знания немецкого языка. Хотелось посмотреть польских металистов, но чтения заканчиваться не собирались, и было решено отправиться в отель.

День первый - 28.05.2004.

Первый день фестиваля стал знаменательным выступлением одесситов и наших друзей - GRAY/SCALE, а также интересными выступлениями вечером параллельно на разных площадках - CATASTROPHE BALLET, ENDRAUM, MY DYING BRIDE и т.д.

GRAY/SCALE После небольшого волнения, связанного с проблемой связи с одесситами, мы оказались в Werk II буквально за 15 минут до начала. GRAY/SCALE - это synth-goth проект Александра "BeHolder" Гречанника, известного по нашумевшему проекту DUST HEAVEN. В официальной "Programmbuch" фестиваля GRAY/SCALE обозначались как industrial / gothic electro с future- и neoromantic- элементами. Коллектив стал известен западной публике по ремиксу на :WUMPSCUT:, победившему в ремикс-контесте и вошедшему на официальный диск, а также по ремиксу на FUNKER VOGT, который вошел на лимитированное издание ремиксового диска. Вживую группа впечатлила. Живой, мощный звук, да и Бихолдер на сцене "рубился" по полной. Время выступления в итоге было выгодным - первое выступление на одной из главных площадок фестиваля, причем параллельно не было ничего интересного и немцы, толпившиеся у входа часов с двух, к четырем заполнили зал Werk II где-то на две трети. Получасовая программа выступления, включавшая такие хиты как "Angels Far Behind", "One In A Million", завершилась кавером на DEPECHE MODE "Enjoy The Silence". Интересно, что немцы кавер, казалось бы известной композиции, восприняли как-то вяло, хуже, чем собственные вещи группы - видимо, фэнов DM пришло немного. Прием был теплым, однако все попытки вызова группы на бис были в жестком фестивальном расписании заранее обречены на провал.

После GRAY/SCALE на площадку Werk II вышли немецкие металисты MANDRAKE. Группа сочетает женский "оперный" вокал с тяжелыми гитарами, и периодическими вкраплениями гроулинга. Я ничего не имею против подобной музыки, но в итоге из трех просмотренных вещей, ни одной запоминающейся мелодии не нашел, да и вообще выступление было скучным - вокалистка с действительно неплохим вокалом дело не спасала.

После небольшого перерыва на обзор Black Market'а, мы направились в крупнейший альтернативный клуб Лейпцига, Moritzbastei, где хэдлайнерами вечера были легендарные немецкие готик-рокеры CATASTROPHE BALLET.

THE COUNT Клуб, представляющий собой двухэтажные катакомбы с множеством залов и баров (я нормально стал ориентироваться в нем только в прошлом году), был заполнен поначалу слабо. Даже несмотря на то, что уже отыграли ENDRAUM. Где-то к десяти вечера заполнена была только концертная площадка.

Первыми, кого удалось вечером посмотреть - немцы THE COUNT. Группа представила весьма интересную смесь метала, кроссовера с электро и даже ситн-поп элементами. Неплохо, но как феномен не очень интересно.

Следом шли или швейцарцы KARTAGON. Танцевальный, изрядно облегченный EBM. Как и в случае с предыдущей командой, могу сказать что все неплохо, но не более. На открытие фестиваля никак не тянет, поэтому мы предпочли распитие местного (кстати, весьма вкусного) пива в ожидании главного события вечера - CATASTROPHE BALLET.

CATASTROPHE BALLET Лидер CATASTROPHE BALLET, Эрик Бёртон, он же глава известной структуры под названием Public Propaganda, выбежал на сцену как ураган, сметая все на своем пути, буквально источая в зал энергию. Программа выступления практически повторяла выступление в конце сентября 2003 на фестивале Herbstnaechte V, а также концертного диска "Test Of Time" - лучшие хиты группы, записанные во времена присутствия на Nightbreed'е. Менялся только порядок следования вещей. Но, тем не менее. как же все было здорово! По сути дела, CATASTROPHE BALLET были единственной действительно достойной и легендарной готик-рок командой на фестивале, и они целиком оправдали мои ожидания. Не обошли стороной и кавер на SEX PISTOLS "Anarchy in the U.K.", подтверждая слова стэйждайвингом и разносом аппаратуры (с которой, правда, так ничего и не случилось), а также кавер на SIGUE SIGUE SPUTNIK - "21st Century Boy". Потрясающе! Лучшее выступление дня (не беру в расчет выступление GRAY/SCALE - тут я объективно судить не могу), и одно из лучших на фестивале. Неясно, почему организаторы отвели группе лишь небольшую площадку клуба, но мне это сыграло только на руку - для зрителей это куда удобнее.

И вот, первый день завершился в баре Moritzbastei'я. Обессиленные мы вернулись в отель.

День второй - 29.05.2004.

THE CASCADES Концертная программа второго дня началась с посещения открытой площадки Parkbuene, где была готик-роковая программа. Первым увиденным коллективом были THE CASCADES. Открытая площадка днем под солнцем - определенно не самый удачный вариант для группы. Так и здесь - сложно рассмотреть что-то под палящим солнцем. Вещей с "Nine66", единственного слышанного мной альбома, я так и не дождался, а новые вещи откровенно слабее. Изрядно утяжеленный готик-рок с простыми, даже я бы сказал, "попсовыми" мелодиями, и классический готик-роковый вокал с небольшим закосом под THE 69 EYES. Я ожидал от группы большего - THE CASCADES времен "Nine66" нравился куда больше.

Не впечатлили также и следовавшие следом PINK TURNS BLUE. Сложно сказать, из-за чего, но группа показалась абсолютно скучной и невыразительной. Потому с готик-роком было решено на это день завязывать - хэдлайнеров вечера CLAN OF XYMOX еще будет возможность увидеть на Castle Party, а SANGUIS ET CINIS и DIVA DESTRUCTION нас не интересовали.

В итоге решили совершить 25-минутный переход на площадку Haus Leipzig'а, где была обещана dark folk'овая программа.

MONDGLANZ С более, чем часовой задержкой на сцену вышли MONDGLANZ (как потом выяснилось, задержка была связана с отменой выступления HEKATE). С первыми звуками, я понял, что мы не прогадали, придя в Haus Leipzig этим вечером. На сцене появились три человека в масках - вокал, гитара и синтезаторы, и от первых нескольких песен буквально пробрала дрожь. Местами философский, местами веселый и иногда стебный dark wave / dark folk - первая половина выступления была выше всяких похвал. Я уж было собрался бежать за диском и определить MONDGLANZ как открытие фестиваля, но тут группа сняла маски (не стоило им этого делать! в масках они были куда симпатичнее ;)) и заиграла какой-то танцевальный стебный кроссовер, начисто испортив впечатления от выступления. А жаль. Начавшее складываться настроение было безвозвратно утрачено.

После небольшого перерыва стало ясно, что HEKATE не будут выступать, и на сцену вышли поляки DWELLING. Группа играла весьма интересный medieval / neofolk - все было очень профессионально сделано, предельно сыграно, но как-то не зацепило. Уж не знаю, почему... Далее было решено продолжить medieval программу выступлением ESTAMPIE под ночным небом, пропустив такие, без сомнения, достойные коллективы, как SPIRITUAL FRONT и ARGINE.

ESTAMPIE На открытой площадке посреди стилизованной средневековой деревни, где должны были выступать ESTAMPIE, в начале выступления было буквально яблоку упасть негде. Во время непродолжительной настройки, мне все-таки окольными путями удалось проникнуть поближе к сцене, как раз чтобы успеть к началу выступления. Из трех, близко связанных между собой проектов - DEINE LAKAIEN, ESTAMPIE и QNTAL, именно ESTAMPIE для меня обладают наибольшей притягательностью, целостностью и романтичностью. Выступление было акустическим, и о мини-диске не могло быть и речи. И оно стало одним из самых незабываемых моментов фестиваля. Прекрасная музыка в исполнении группы, романтический вокал, звездное небо создали необходимое настроение - по телу то и дело пробегала мелкая дрожь экстаза.

К сожалению, температура воздуха стремительно падала и досматривать (точнее, дослушивать) ESTAMPIE пришлось рядом с теплым пламенем костра и в удалении от площадки, а потом и вовсе было решено отправиться греться в большой зал Agra, где уже в самом разгаре было выступление COVENANT'а.

Сейчас я это решение уже считаю ошибочным - уж больно резкая смена обстановки. Из романтичной деревни мы вошли в душый, многолюдный зал Agra Halle. COVENANT на сцене, конечно, хороши, но выступление в Москве в марте 2003 мне понравилось больше. Все-таки для их музыки большие залы не подходят. Весь остаток выступления COVENANT'а я перестраивался под прослушивание электронной музыки. Так и не получилось - реально удовольствие удалось получить только на следующем коллективе - легендарном THE KLINIK.

THE KLINIK Выступление THE KLINIK было анонсировано как первое за долгое время выступление группы в первоначальном составе. А именно, Дирк Ивенс, известный по проектам DIVE и SONAR, представлял THE KLINIK в качестве вокалиста на сцене. Без сомнения, Дирк - фигура значительная на современной индустриальной сцене. И выступление это подтвердило - рваный ритм, мигающий свет, бесконечное движение на сцене, потрясающая энергия и харизма Дирка - все это сделало выступление запоминающимся. Даже несмотря на поздний час. Плюс также был в том, что жесткий EBM-бит разогнал более половины публики и в зале стало относительно свободно.

Вот и закончился второй день. Лучшие - ESTAMPIE, THE KLINIK и MONDGLANZ.

День третий - 30.05.2004.

CYBER AXIS Музыкальная программа третьего дня фестиваля началась на Parkbuene с CYBER AXIS. Какого-то особого впечатления группа не оставила - жесткий кросовер, за которым ничего привлекательного для себя я не нашел.

Следующими стали THE HOUSE OF USHER в Agra Halle. Немецкие готик-рокеры играют уже давно, но так и не могут завоевать себе статус культовой команды. Подтвердило это и выступление - все хорошо, на уровне, но не более.

После THE HOUSE OF USHER на сцену Agra Halle вышли еще одни рокеры - SKELETAL FAMILY. Группа играет что-то типа DIVA DESTRUCTION, но как-то скучно и однообразно. Более 15 минут выдержать такое трудно, поэтому вскоре мы направились в Moritzbastei на выступление DUST HEAVEN.

DUST HEAVEN Одесситы для WGT подготовили специальную программу с несколькими переведенными на английский язык песнями. Признаться, до начала выступления, я немного волновался за группу, но как только Настя появилась на сцене, стало ясно, что все в порядке. И даже более того - пожалуй, это выступление DUST HEAVEN было самым уверенным из всех, которых я видел. Как и раньше, зрительно все крутилось вокруг вокалистки коллектива. Но на этот раз Бихолдер занял аппаратурой, наверное, половину сцены, оставив вторую половину Насте и Славику с синтезатором. Получилась этакая дива в проводах ;) Мощный звук, в меру раскрепощенное поведение Насти и красивый голос привлекли внимание немцев, которые со всего (в принципе, полупустого в это время) клуба направились в зал. И к середине выступления в дальнем конце зала стало совсем тесно. В итоге это выступление DUST HEAVEN стало лучшим из виденных нами в Москве и Питере. Жаль, не получилось досмотреть до конца, по свидетельству очевидцев группу вызывали на бис (и, самое главное, выпустили на бис!), что нехэдлайнерам фестиваля обычно не разрешается.

UNTOTEN Выбежав из клуба, мы взяли такси до Агры, чтобы успеть на UNTOTEN. И оказалось, что берлинцы вышли на сцену раньше на 10 минут! О нормальной съемке уже нельзя было думать, оставалось только наслаждаться выступлением. И эта цель была достигнута. Сейчас я понимаю, что это выступление стало лучшим выступлением фестиваля. Отличный свет, потрясающая работа на сцене - Грета была в этот вечер просто неотразима. UNTOTEN сыграли почти весь свой последний альбом "Grabsteinland", а также несколько вещей со "Schwarze Messe" и "Vampire book", и только одну вещь с "The look of blasphemy". Поначалу Грета предстала перед публикой с забавными черными крылышками, которые вскоре полетели прочь сразу после того, как она покусала других девушек из группы в небольшом вампирско-лесбийском шоу ;) Ну просто злобная готическая барби! Мужская часть публики (да и не только мужская) была в восторге... Второй участник UNTOTEN (он же - лидер еще одного берлинского проекта SOKO FRIEDHOF), David A. Line, был занят больше гитарой, нежели шоу, что, наверное, и правильно - нельзя подобные выступления проводить под чистую минусовку. Молодцы!

Еще долго после выступления в голове вертелись "Alexanderplatz", "Die Out By The Sea" etc…

THE CRUXSHADOWS Следовавшие следом поп-готик-рокеры THE CRUXSHADOWS откровенно не пошли - их, в принципе, хитовые и энергичные вещи после UNTOTEN смотрелись скучно и неинтересно. Роги в своем манере, старался публику заводить, как мог, отрабатывая программу - то растолкает фотографов около сцены, то прыгнет к зрителям. В интервью Zillo на диске с видео WGT-2002, он говорил, что подобные действия вызывают недовольство охраны, но ведь группа делает шоу не для службы безопасности, а для публики. Так было и тут - я какой-то момент подумал, что охранник нырнет в толпу следом за Роги, но тот, по-видимому, решил пожалеть охранника, вернувшись быстро назад. В итоге - шоу на уровне, но нет в THE CRUXSHADOWS чего-то искреннего, которое могло бы как-то зацепить - обычная музыка для танцпола.

Остаток вечера мы посвятили прощанию с DUST HEAVEN'ами, заглянув ненадолго на ABSURD MINDS в Moritzbastei'е. Лучшие в этот день - UNTOTEN и DUST HEAVEN. А ночью снился UNTOTEN ;)

День четвертый - 31.05.2004.

Visitors Последний день фестиваля, как правило, не богат на особо интересные события - многие уехали в воскресенье вечером, или в понедельник утром. Кемпинг производит и вовсе жалобное впечатление - многие готы пакуют рюкзаки, места освобождаются, что лишний раз напоминает о том, что все когда-нибудь заканчивается.

На этот раз из выступлений понедельника меня интересовали по-настоящему только KOMU VNYZ. Собственно, они и стали первой увиденной нами группой. До них мы немного побродили в деревне наблюдая ролевые игры, где, однако, скоро пришлось прятаться от неслабого дождя, сделали последний обход black market'а. Вообще, вследствие того, что KOMU VNYZ выступали в пять вечера на открытой площадке Parkbuehne, мы немного волновались из-за дождя - как бы он не разогнал зрителей. А ведь известны случаи, когда выступления и вовсе отменяют из-за сильного ливня.

Но тут все обошлось. В назначенное время KOMU VNYZ предстали перед немецкой публикой. Которой собралось немало - усилиями gothic.com.ua в лице Stranger'а KOMU VNYZ получили в Германии достаточно широкую раскрутку - о них писали в книге по субкультуре, было написано в программе фестиваля, группа выступала два года назад здесь же, в Лейпциге etc. Но если на WGT-2002 украинцы вскочили в последний момент и выступали без предварительного анонса вечером в Moritzbastei'е, то тут совсем другое дело - в удобное время на большой площадке, практически при полном отсутствии параллельных выступлений.

KOMU VNYZ Итак, ровно в назначенное время KOMU VNYZ вышли на сцену Parkbuehne. Группа, конечно, выглядит колоритно. Главным образом благодаря харизматичной личности Андрея Середы, хотя здесь и другие участники не сильно уступают. KOMU VNYZ открыли выступление с немецко / англоязычного кавера "Irgendwo, irgendwann", который подготовили специально для фестиваля. Далее пошли вещи, уже слышанные мной десятью днями ранее в Киеве. Но если тогда группа не произвела сильного впечатления, то тут было намного лучше! Отличный, мощный звук, уверенное поведение, мрачная энергия Середы, подчеркнутый национальный украинский колорит явно произвели впечатление на немцев. После выступления группа дала интервью для DVD с WGT-2004, а ведущий кратко представил KOMU VNYZ довольной публике.

После KOMU VNYZ выступали ILLUMINATE, и выглядели откровенно слабо. Их, в принципе, тоже слабое выступление на WGT-2002 мне и то понравилось больше. Группа попыталась представить программу разных лет - darkwave'овые ранние вещи и металлические новые. Попытка угодить всем не удалась - мне в итоге было скучно наблюдать как одни, так и другие. А внешность вокалиста вообще напоминало группу ЛЮБЕ. Безобразие какое-то… Пришлось пережидать вторую часть выступления в кафе.

SECRET DISCOVERY На последовавших SECRET DISCOVERY я надежд особых не возлагал - не люблю я особо их записи. Но так получилось, что уже после третьей песни я с удивлением обнаружил, что не могу оторвать глаз от сцены. Готик-метал в исполнении SECRET DISCOVERY был в меру зол, в меру энергичен, но при этом очень интересен. Надо как-нибудь раздобыть и попытаться переслушать записи - может быть, я в свое время что-то пропустил? Очень и очень неплохо.

SIELA Сразу после SECRET DISCOVERY мы направились на выступление литовцев SIELA. Я знаю группу как готик-рокеров по единственному имеющемуся у меня диску, но на сцене литовцы представили очень качественный electro-goth с, как мне показалось, своим, литовским колоритом. Как будто попал на узкие улочки старого города Вильнюса. Как и DUST HEAVEN, литовцы подготовили несколько англоязычных вещей, что, наверное, зря - вещи на литовском звучат оригинальнее и интереснее.

Посмотрев немного NEW DAYS DELAY, мы направились в Агру на MILA MAR. Я слабо знаком с творчеством группы, да и посмотреть мне их никак не удавалось, хотя возможностей было много. Но на этот раз мы до них все-таки доехали, о чем ничуть и не жалею. Ethereal / neofolk с красивейшим женским вокалом позволил расслабиться и почувствовать атмосферу фестиваля. К сожалению, мы их застали слишком ненадолго.

Следующей группой были SCHANDMAUL. Шоу, конечно, красивое, но кроме огненных шаров ничего не запомнилось. Да и от большого количества пиротехники в зале стало душно и было решено направиться на улицу и наблюдать отъезжающих готов.

Так и завершился последний день фестиваля. Лучшие в этот день - KOMU VNYZ, MILA MAR, SIELA, SECRET DISCOVERY.

Итог.

Visitors Фестиваль был, как всегда, насыщен событиями, хотя некоторым показалось, что не настолько, как в прошлые разы. Главной особенностью лично для меня стал факт присутствия трех украинских команд и наших друзей. Проследив все четыре фестиваля, на которых удалось побывать, легко проследить изменение собственных музыкальных вкусов. Но фестиваль тем и хорош, что можно выбрать группу по вкусу из практически любого направления.

Помимо групп, WGT, как всегда, был интересен особым настроением, царящем в городе. А черные, "готические" трамваи вообще можно увидеть только здесь. Сейчас мне уже не кажется сильно важным состав выступающих групп - я поехал бы на WGT, даже если бы мне не нравилась ни одна заявленная команда.

Вопрос, ехать на следующий год, или нет, перед нами не стоит уже давно - конечно, ехать!

Text by moonwalker, photos by moonwalker and cloudy.

auto_wgt2004_inc.html