Impressions from great Polish and biggest East-Eropean gothic / dark wave festival Castle Party - 2001 -

------Impressions #4 by Georgiy "Black Greoge" Veruzhsky------

Photo gallery #1 from festival - bands : Attrition, Aggresiva69, Ankh, Fading Colours, Komu Vnyz, Endraum, Illuminate, Breath of Life, Siela, Canonis, Daimonion, Batalion D'amour / Dance on Glass, Cemetery of Scream, Desdemona, Moonlight, Whispers in the Shadow, Drimsztajn, Jesus Chrysler Suicide, Last Days of Jesus, Lech Janerka, Legendary Pink Dots, LTNO, Nirnaeth, Benemoth, etc 

Photo gallery #2 from festival - Goths and Castle of Bolkow

 

#1 Impressions from Castle Party -2001 by Vitaliy "Stranger" Fedun  [only in Slavic now]

#2 Impressions from Castle Party - 2001 by Rostislav "Khomius" Antymis [only in Slavic now]

#3 Impressions by from Castle Party - 2001 Grigoriy "Tyrant" Sitenko [only in Slavic now]

#5 Impressions from Castle Party - 2001 by Alexander "Beholder" Grechanik [soon]


Intro : Готический мир победил. Ликует печальный народ...



Castle Party, Bolkow, 27-29 of June 2001 г.


В первую очередь последует крайне неуместное замечание. Я никогда не мог принять слово "отчёт" в качестве характеристики того, что выплёскивается на бумагу после каких-либо околокультурных событий. Кому и в чём я должен отчитываться? Как можно отчитываться в получении или неполучении удовольствия? Это всё равно, что после соития выпрыгивать из-под одеяла и огрызком подвернувшегося под руку карандаша записывать на обнаруженной под кроватью обёртке от презерватива свои впечатления. Да и до какой степени детализации следует доходить в подобном описании? Фиксировать ли только ощущения? Вести хронометраж движений? Или зарисовывать каждое движение в отдельности? Сомневаюсь, чтобы подобное было бы интересно кому-либо кроме участвующих в самом процессе. Поэтому в дальнейшем тексте не будет столь характерных для пост-фестивальных отчётов описаний того, как мы ехали, где остановились, что ели и с какой периодичности справляли нужду. Если у кого будет интерес к этим или близким по утилитарности темам - пишите. Они достаточно расхожие, чтобы мы не смогли найти общий язык. А пока что речь пойдёт только о том, что происходило по ту сторону рампы, то есть на сцене.

 


1st day. Фестивальное мясо, или Группы продлённого дня.

 


ANKH и SIELA. Фактически именно с этих коллективов начинались первые два дня фестиваля для большей части Украинского Готического Портала. Судить о группах по двум последним песням, на которые мы всё-таки успели - занятие заведомо неблагодарное, ведь чаще всего выступления завершаются самыми ударными композициями, которые по замыслу артистов должны надолго застрять в памяти. Как бы тут, не переоценить увиденное. Но как ни странно, фрагменты обоих выступлений не оставили ровным счётом никаких впечатлений. Если бы не прилежно записанные на камеру куски их программ, ни за что не вспомнил бы про существование столь безликих коллективов. Всё было именно так, как и должно быть в первой половине первого дня фестиваля: сырые группы, неказистые музыканты и скучающие зрители. Правда, мне сказали, что до нашего появления звучала "Кукушка" Виктора Цоя. Жаль, что мы опоздали. Интересно было бы послушать второсортную песню в исполнении низкопробной группы. Минус на минус даёт...?

DANCE ON GLASS / BATALION D'AMOUR. Довольно известный коллектив, уже не первый раз выступающий на Castle Party. Несмотря на то, что мне довелось побывать и на предыдущем фестивале, довольно сложно сравнивать нынешнюю программу с предыдущей. Дело в том, что ещё в прошлом году я не мог с уверенностью сказать, присутствовал ли я на их выступлении или уже ушёл слушать Атараксию. Если я тогда ещё не покинул Замок, то их музыка должна была быть несколько даже чересчур невыразительной. Тогда непонятно, чем нынешняя программа отличается от прошлогодней. В ней ничуть не больше индивидуальности, чем в разводах воды на серой стене: отличаясь в деталях, они никак не выделяются в целом. В результате чуть ли ни единственным развлечением для публики стало вызревающее пузо вокалистки. Тут даже можно было поспорить: натуральное ли это приобретение или же элемент реквизита - что-то вроде ещё одного способа развлечь публику, отнюдь не спешащую вдохновиться льющимися со сцены малоинтересными звуками. Впрочем, наименее разборчивая часть человеческой массы немало расшевелилась, когда грянула песенка из репертуара ВИА Depeche Mode. К сожалению, это стало подарком только для тех невзыскательных слушателей, которые принимают за музыку всевозможную дипешмуть. Остальные продолжали слоняться в ожидании чего-нибудь более достойного.

ILLUMINATE. Я всегда был неравнодушен к творениям на немецком языке. Под них уютно представлять с детства впитанную - правда, уже с совершенно другими песнями - немецкую орду, которая покинула спокойствие родного дома ради чистки чужих авгиевых конюшен от расово неполноценного отребья. На этот раз немногочисленная группка вроде бы арийцев принесла с собой красоты Лакримозы, которой изрядно пропиталась большая часть композиций. Несмотря на увлечённость имбецильными танцевальными ритмами, их выступление, в отличие от большинства других команд, ничуть не наскучило. Более того, у меня возникло стойкое желание переслушать услышанное и послушать ранее ускользнувшее от внимания. Тогда и оценку можно будет ставить. А пока что минус за собирательную вторичность и большой плюс за вкус в выборе объекта для подражания.

LECH JANERKA. Крайне поучительная группа. Из факта её появления на фестивале можно сделать как минимум один довольно-таки прелюбопытный вывод. Если кто помнит, была на Украине такая группа - Браты Гадюкины. Играла она то, что принято называть гавнороком, то есть то многоликое подмножество русского рока, которое не отличалось ни сколь бы то ни было бережным отношением к тексту, ни какой-либо оригинальной музыкой. Волею случая в процессе формирования новых украинских ценностей в мире шоу-бизнеса они, как и многие их предшественники гавнороковцы, всплыли на поверхность и пришлись по вкусу нетребовательной украинской толпе, которая испокон веков разрывалась между попсой, жлобороком и гавнороком. Так и обрели они своё место на сомнительном пьедестале, с каждым годом покрываясь всё более затвердевающей коркой уже давно неинтересных шаблонов... Я вспомнил об этом, с позволения сказать, музыкальном коллективе по той простой причине, что подметить разницу между Братьями Гадюкинами и LECH JANERKA практически невозможно - те же самые гармонии, тот же сценический имидж, та же манера исполнения. Сказал бы, что LECH JANERKA - это клон Братьев, но тогда пришлось бы сделать шаг назад и, следуя немилосердной логике, признать, что Браты играли готику. А от этой мысли воротит даже больше, чем от их, с позволения сказать, творчества.

DESDEMONA. Ещё одна из знакомых по прошлому году групп. И ещё одна готическая дива, которой, как и большинству других вокалисток, противопоказано шевелиться на сцене. Примечательно, что об этой самой готической диве можно сказать гораздо больше, чем о той музыке, которую они пытались играть. А делали они это вполне раскованно и бескомпромиссно, перемежая шумные неинтересные созвучия резкими женскими воплями. Правда, раскованности хватило только на музыкальный фон: из-под ажурного и совершенно условного наряда вокалистки недвусмысленно выглядывало целомудренное чёрное бельё. В результате - ни музыки, ни зрелища.


THE LAST DAY OF JESUS. В этот Последний День я влюбился ровно год назад. Помните, в перестроечные годы была такая пафосная группа Дети? Они ещё так прикольно исполняли песню про три аккорда. Вот это первый, а вот второй... Конечно, помните - такое не забывают! Как ни парадоксально, но LAST DAY OF JESUS имеет с ними немало общего. Нет, они поют не о трёх аккордах. Да и выглядят совсем не так. Это уже большие подростки, которые поют о не по годам серьёзных вещах. Но что поделаешь, если их наигранная детскость выпирает буквально со всех щелей! Поклонники этого слабоумного коллектива наверняка возразят, что и недофашистский мальчуган в шортиках и с барабаном, и сам претенциозный вокалист - это всё не иначе, как театрализованное шоу. Расслабьтесь. То, что театр начинает с вешалки - не более, чем символ. На самом деле, он рождается из драматургии, сценографии, режиссуры... В общем, всего того, чего безудержно не хватало смешному коллективу с нескромным названием - THE LAST DAY OF JESUS. Глядя на них понимаешь, что Иисус скончался не иначе, как от хохота.
AGRESSIVA 69. Появление на сцене этого коллектива подтвердило ту сомнительную концепцию, что вселенский маразм предела не имеет. Казалось бы, что клоунада THE LAST DAY OF JESUS и доморощенный гротеск LT-NO уже должны были с лихвой исчерпать лимит мракобесия, отмерянного на фестиваль, так нет! AGRESSIVA 69 оперативно выдала на гора такую кучу электропоповой половы, что возникли серьёзные подозрения в устойчивости крыши устроителей концерта. Слушая льющие со сцены звуки, которые бы неплохо вписались в большинство эстрадных чартов, я отчётливо понял, что если это как раз та готика, которую я на дух не переношу. Хотя с другой стороны, что в ней готичного?

LT-NO. Когда-то Боров из Коррозии Металла сказал, что их группа предлагает единственное в своём роде шоу, где можно посмотреть на толстых обнажённых бабищ и мужика с коротким (а на самом деле - среднестатистическим) пенисом. Похоже, что LT-NO попытались если не переплюнуть, так хотя бы достичь уровня Коррозии в демонстрации заурядных мужских достоинств. Дело в том, что на первой же композиции на сцену был вынесен мужик, одетый только в шлем, с которого свисал микрофон. Предполагая скоротечность этого явления, многие обладатели фотоаппаратов и камер рванули под сцену, причём волею случая большая часть снимающих особей женского пола оказалась спереди от тщательно выбритого мужского организма, а мужики почему-то пристраивались сзади. Как ни парадоксально, мужик торчал на сцене почти до самого конца, и изрядно всех задолбал своей однообразностью. А вот о музыке говорить совсем нечего - она была занудным придатком к застывшей на сцене системе жизнеобеспечения мошонки.

ATTRITION. Признаюсь, мне никогда не доводилось слушать их концертные записи. Практически вся благорасположенность к их музыке возникла из номерных альбомов. Вероятно, отсюда - то самое ощущение неуместности происходящего, которое нахлынуло на меня с появлением на сцене двух порядком вмазавших силуэтов. Мужской держал бутафорский косяк такого размера, что будь там настоящая трава, он наверняка улетел бы или же прямо на глазах зрителей трансформировался бы в очередную инкарнацию мифического Джа. Музыка была чем-то вроде готического рэйва, на фоне которого проплывали патетические завывания накрытой шляпой девахи и необоснованно пафосные позы вокалиста... Где-то в этот момент я уже смирился с тем, что ехал на готический фестиваль, а попал на авангардные представления выпускников эстрадно-циркового училища.


Готические совки.


Не только польские готы, но и их коллеги из бывшего Совка понемногу обосновываются на Castle Party. В прошлом году Россию представлял удручающе бесталанный коллектив Rimowe Rikoito. Теперь же от России поехал десятилетний CANONIS, а от Украины - ветеран перестроечной киевской сцены КОМУ ВНИЗ.


CANONIS. Как в меру гордо и не в меру мило заявила вокалистка, они приехали из второй столицы Татарстана, из Набережных Челнов. Согласитесь, это звучит на порядок сочнее, чем какая-нибудь общепризнанная административная столица вроде Москвы или культурная столица типа Питера! Но география - географией, а музыка - музыкой. Ведь именно музыка, когда-то подслушанная на сборнике со слабоумным названием "Edge of the night", заставила меня обратиться в слух почти в самом начале второго дня, когда на сцене появились всего два человека - вокалистка Юлия и незнакомый мне мужлан за клавишными. Принесенное на фестиваль предубеждение, основываясь исключительно на двух или трёх слышанных до того композициях, подсказывало, что этот произведения этого коллектива имеют все шансы прийтись мне по вкусу. Увиденное представление ещё раз доказало опрометчивость любых предубеждений. Да, стилистика исполняемой музыки была чертовски симпатичной. Да, гармонии были именно такими, которых определённо не хватало нынешнему фестивалю. Да, исполнение было далеко не самым посредственным. Но почему-то звуки как бы ускользали от слушателя, уже вроде бы открывшегося навстречу им. Почему-то не было ни одной по-настоящему вкусной композиции, в звучание которой хотелось бы вгрызться, упиваясь каждой нотой. Почему-то их музыка оставляла равнодушным не только меня, но и большую часть и без того немногочисленной публики. Если это - музыка для избранных, то эти избранные явно не почтили фестиваль своим присутствием.


1_KOMUVNYZ5.jpg (9755 bytes)КОМУ ВНИЗ. Признаться, я с немалым трудом преодолел искушение вынести впечатления об этой группе в отдельный раздел. Как же! Это же самые что ни есть наши земляки, в меру заматеревшие киевляне, которые ещё в конце восьмидесятых сразу за ВВ были признаны открытием года! Но педантичное стремление к справедливости - если не в словах, так хотя бы в форме - заставляет меня поставить это краткое резюме следом за россиянами, ведь выступление КОМУ ВНИЗ пришлось на самое начало последнего дня фестиваля. Неудобное время сказалось на том, что их слушало совсем немного зрителей - две или три сотни человек, слегка зависших между этапом пробуждения и сагой опьянения. Да и под сценой шевелилась совсем жидкая группка интересующихся, из которых ярко выделялись разве что трое тернопольцев, заранее украсивших замок Болкова украинским флагом. Тем не менее, выступление КОМУ ВНИЗ прошло на порядок сильнее и интереснее, чем я изначально предполагал. Во-первых, оно было очень строгим и даже каким-то осязаемо слаженным. Во-вторых, оно оказалось экспрессивным и несущим отменный эмоциональный импульс. В-третьих, оно было разнообразным и отнюдь не монотонным. К недостаткам выступления можно отнести разве что практически нулевую возможность разобраться в рвущихся со сцены словах. Украинский язык в исполнении Андрея Середы - определённо, это вещь в себе. Говорить о смысловых пластах в его поэзии - бессмысленно, так как вычленять лексемы из перегруженного микрофона - совсем не детская задача. По остальным пунктам нареканий почему-то не возникло. Зато появилось алогичное желание написать про них статью в какое-нибудь далёкое от готики издание. Странно, правда?


2d day : Второй эшелон готического подполья.


Практически всё время, параллельно с выступлениями на большой сцене в замке, работал малый зал (явно переоборудованный из Дома Культуры периода развитого социализма), где можно было увидеть в меру пионерские шоу коллективов, которых по разным причинам не пустили позориться на большую сцену. Естественно, речь идёт далеко не обо всех представленных там группах, но во всяком случае о большей их части.

DRIMSZTAJN. Готик-рэп, в котором рэповая составляющая явно превалирует над готической. Драйв, драйв, ещё раз драйв и ничего сверх безмерно передозированного драйва. Впрочем, драйвовость происходящего была доступна только тем редким слушателям, которые не боялись признаться себе, что любой, даже самый высокоорганизованный организм тяготеет к простоте, иными словами - к попсе, и другой несколько более многочисленной группе зрителей - зрителей, которые никогда не забивали себе голову подобными неблаговидными вопросами и готовыми рубиться под что угодно, лишь бы был ритм. Если кто из остальной части ортодоксальных готов и оказывался в этом зале, так довольно спешно покидал его, видимо, считая подобные утехи слишком приземлёнными для его готической кармы.


WHISPERS IN THE SHADDOW. Разрываясь между двумя залами, мы опять-таки захватили только завершающую часть программы. На сцене догорала всё более захлёбывающаяся композиция, которая вполне отвечала той безжалостно-блевотной характеристике, которой наградили группу встреченные на выходе коллеги по Порталу. Услышанного им показалось вполне достаточно. Я же остался, так как твёрдо для себя решил не доверять первому впечатлению и стараться отснять одну-две композиции - чтобы было потом чем подпереть пошатнувшиеся воспоминания. Буквально следующая же композиция кардинально изменила мои представления о группе - представления, которые так и не успели как следует окрепнуть. Зазвучала задорная панкуха, в которой при определённом заряде предубеждённости можно было бы отыскать призрачные следы чего угодно - хоть хардкора, хоть готик-рока. А может, это звук был выстроен таким образом, что приходили на ум когда-то приглянувшиеся образы далеко не самых положительных героев Джармена? Впрочем, уже на следующей же композиции музыка обрела приличествующую месту готичность, но даже это не смогло поколебать мои симпатии, уверенно завоёванные этим курьёзным коллективом.

NIRNAETH. Амбиентный шансон. Тягомотина, которая в зависимости от концентрации тетрагидроканнабола в мозгах слушателя воспринимается то как первородное откровение, то как утомительная претензия на доброе, разумное и вечное, то как нечто, заведомо ортогональное коллективному бессознательному. Постараюсь избежать окончательных вердиктов. На концерте их музыка мне показалась очень даже сочной и аппетитной. Сегодня же пересматривал запись, я удивлялся тому, что ещё не все смылись из зала. Дождь пока не начался, да и не вся публика полегла жертвой местных сортов пива.


MILLION BULGAROW. Их было гораздо меньше миллиона, но выглядели они почти так же свежо и захватывающе, как результаты переписи по меньшей мере миллионного населения. В общем, скучная музыка для скучных людей.


ENDRAUM. Предпоследнее фестивальное выступление состоялось в битком набитом малом зале, тем временем, как на большой сцене проходила спешная эвакуация части аппаратуры. Царящая в ДК музыка меньше всего напоминала о бушующей за окнами непогоде. Разве что струящиеся созвучия можно было соотнести со змеящимися по стёклам потоками воды... Так же точно, атмосфера вызывала только отдалённые призраки альбомных записей. В ней не было никакой живой энергии. Композиции, исполненные в минималистическом ключе, оказывали гипнотическое воздействие. Не надо было много пить, чтобы почувствовать себя засыпающим. Все песни были настолько невыразительны, что подобное впечатление я целиком и полностью отношу к заслугам исполнителей: надо обладать недюжинным академизмом и прирождённым педантизмом, чтобы из плотных и насыщенных произведений сплести настолько бестелесный реквием по спящему королевству!


Gothic metal : Люди глохнут за металл.


Чтобы не травмировать чрезмерно рефлексирующих на тяжеляк готов, большая часть металлической программы была представлена на малой сцене во второй день, куда собралась значительная часть зрителей. Кстати, публика в этом году была на удивление не готическая. Кроме заурядных голубых, явно приехавших на фестиваль справлять медовый месяц, и обыденных меломанов без ярко выраженной андеграундной прописки, там ошивалось настолько много фанатов наиболее расхожего металла, что, проводя вокруг камерой, можно было запросто выловить классический набор футболок с надписями SEPULTURA, CRADLE OF FILTH или MORBID ANGEL. Даже не знаю - хорошо это или плохо. С одной стороны, носить одежду с чужими логотипами - это довольно однозначное жлобство. С другой стороны, названия, представленные на однотипной продукции лёгкой промышленности, определённо ассоциировались с группами, до которых большинству представленных на фестивале коллективов ещё расти и расти. Правда, без особых шансов.


RAINCARNATION, SACRUM и DELIGHT. Три группы, которые я вынужден объединить в один абзац по той простой причине, что все они были очень качественным порлогом к тем коллективам, которых ожидала большая часть приехавших на фестиваль как бы готов. Одним хотелось увидеть живых металлистов чтобы вдоволь поплеваться, другим - чтобы потрясти жидкой порослью над кенгурушками. Как выяснилось, звукооператор тоже нашёл немалый толк в выступлении этих отнюдь не проходных коллективов. Он куда-то смотался на полчасика, после чего явился с охапкой бутылок с креплёным пивом, которые он даже не спешил откупоривать, зато глупо хихикал, глядя на пульт.


CEMETARY OF SCREAM. Вероятно, один из участников этого удивительного коллектива, который стал одним из серьёзных аргументов моего появления на фестивале, провёл предшествующее выходу время вместе со звукооператором, потому как его организм долго слонялся по сцене, попеременно опираясь то на клавиши, то на ударную установку, то на гитариста. Иногда он пытался вербально развлекать других музыкантов, которые переживали кризис звукооператорской самоидентификации: звук плавал, микрофоны отключались, инструменты запросто исчезали из общей палитры. Веселее всего пришлось гитаристу, чьи рассчитанные движения обернулись конфузом. Застыв в странной позе между композициями, он вынужден был довольно долго торчать в этом, всё более глупом ракурсе, пока понемногу грустнеющий звукооператор бегал на сцену менять микрофоны. Всё же прозвучало несколько размашистых композиций с двух последних альбомов и пару-тройку сравнительно новых вещей, которые заронили в мой организм здоровое желание послушать грядущий диск. Ещё немало порадовала знакомая с детства песня Judas Priest "Breaking the law"... Концерт завершился на вступлении к одной из композиций, когда бродящее по сцене тело начало читать подхваченное залом стихотворение. Прочитав несколько строчек, оно усомнилось в правильности своего поведения и шатко ли, валко ли ушло за кулисы. Возникла пауза. Остальные музыканты стыдливо потянулись вслед за своим наркологическим спикером...
BEHEMOTH. Типичные готы, не правда ли? Вероятно, именно эта их не типичность и превратила Бегемотиков в козлов отпущения. Впрочем, поделом. Сначала невероятно долго выстраивался звук. Происходило это довольно занятно. Появляющиеся на сцене помощники музыкантов извлекали звуки то из одной гитары, то из другой. То по одной бочке лупили, то по другой. При этом они неизменно показывали, что уровень звука надо поднимать. В результате, когда после более чем получасовой настройки на сцене появилась группа, зрителей встретил невероятно плоский и давящий звук. Если не ошибаюсь, к тому моменту все возможные ручки уже были выкручены на максимум. Если бы только слушать было невозможно, так ещё и смотреть было не на что. Даже наши доморощенные блэкари, и то пытаются что-то показать - то похвастают факелом недетских размеров, то блеванут кровью в зал.

BEHEMOTH же выступил на удивление респектабельно и невыразительно. Причудливые композиции с последнего альбома - и то были преподнесены максимально тупо и незамысловато.


HEADLINERS : Легко ли петь "на коня", или Хедлайнеры.


Потрясающее отличие готических фестивалей от каких-либо других музыкальных мероприятий заключается в том, что с приближением финала группы становятся всё менее интересными, и эта закономерность достигает своего клинического апофеоза при выступлении хедлайнеров, которые по большей части не представляют из себя ничего мало-мальски достойного. Так было и на этот раз, за тем небольшим исключением, что волею стихий были отменены DAS ICH и THE GARDEN OF DELIGHT, которых я и без того прогулял бы с превеликим удовольствием. Таким образом в число хедлайнеров в попали, кроме заявленных заранее MOONLIGHT и THE BREATH OF LIFE, так же и LEGENDARY PINK DOTS, чей исход со сцены символизировал завершение фестиваля.
MOONLIGHT. Решив ограничится только описанием происходящего на сцене, мне, признаться, даже в голову не приходит, как можно передать то ощущение скуки, которое овладело мной и всеми находящимися в пределах видимости моими знакомыми во время выступления этого, безусловно готического коллектива. Уверенно совмещая в себе различные ипостаси того, что в некоторых изданиях называется готикой с женским вокалом, группа многословно расписалась в своей полной неспособности захватить публику. Просматривая сейчас сделанные в Польше видеозаписи, я всё время натыкаюсь либо на бездумно аплодирующие силуэты, либо на тоскующие лица, застывшие в ожидании чего-то большего. А большее имело все предпосылки для того, чтобы материализоваться. Вроде бы и голос у девушки есть, да и всё остальное на месте. Вроде бы и музыканты не из медведем потоптанных. Вроде бы и песни такие, что с компакта слушаются за милую душу... А вот от живого выступления - ровным счётом никаких положительных эмоций. Приблизительно так же интересно и поучительно, как погребённое в детстве дежурство под знаменем отряда или выстаивание на набивших оскомину пионерлагерных линейках.


THE BREATH OF LIFE. Одна из немногих представленных на фестивале групп, которая оказалась в точности такой, какой представлялась по лениво заслушанным альбомам и по прошлогоднему фестивалю. В меру общеизвестного материала и в меру не столь расхожего. В меру вокала и в меру музыки. Всего в меру. Причём настолько в меру, что прицепиться практически не к чему. Никаких разочарований и никаких откровений. Выступление оказалось плотным, ровным и уверенным в себе. Как нефтяное пятно на глади фестивальных вод.


LEGENDARY PINK DOTS. Небольшое отступление. Вот уже почти неделю мне не удаётся закончить эту статью. Быстро пролистнув большинство фестивальных воспоминаний, я безнадёжно застопорился на самой последней из выступавших команд. Говорить о ней просто как об одной из увиденных групп довольно неудобно, потому что тогда повествование начнёт резко крениться в сторону единственного, по-настоящему МУЗЫКАЛЬНОГО коллектива, и тогда разом нивелируются все предшествующие десять страниц текста. А выделять её в отдельную категорию явно неправомочно - для большинства приехавших на фестиваль зрителей Легендарные Розовые Точки были чем-то вроде промежуточного этапа в ожидании обещанных DAS ICH и THE GARDEN OF DELIGHT, пусть даже и в меру культового промежуточного этапа. Поэтому я решил пропустить этот фрагмент и ограничится одним только словом. ГЕНИАЛЬНО. Кому интересно, могу поделиться небольшим фрагментом видеозаписи, который я успел сделать до того момента, как охранник попытался вежливо выбить камеру у меня из рук - дескать, видеосъёмка именно этого выступления была запрещена. И поделом! Разрешение любительских съёмок подобных концертов сродни легализации тиражирования наркотиков дедовскими методами. От них так же запросто можно каюкнуться. Впрочем, многие верят в благородство такой перспективы.
Exodus.


Если бы можно было выводы, сделанные по одной только фестивальной программе, обобщать на целую субкультуру, то пришлось бы признать, что современная готика становится жертвой своих же замашек на безудержную экспансию. Вбирая в себя самые неожиданные, порой откровенно вразнобой сосуществующие музыкальные течения, она постепенно ассимилируется, растворяя в сопутствующих культурах последние остатки собственной индивидуальности. Фактически готичности - в её самом первозданном и по средневековому мрачном толковании - попросту не было. Были не в меру развлекательные коллективы, на собирательной физиономии которых читался угрюмый отпечаток сиюминутности. Были многоликие гавнороковцы, явно никем и никогда не востребованные. Были металлисты, которые уверенно перетянули одеяло на свою сторону... И всего одна, по-настоящему гениальная группа. Да и то, о её готичности можно долго и безуспешно спорить... Настоящее искусство не помещается в какие бы то ни было жанровые рамки. Поэтому, случившийся фестиваль можно рассматривать, как досадный курьёз: вышедший за пределы декларированных стилистических ограничений, он так и не стал рассадником талантов. Если бы не парапсихологическое выступление LEGENDARY PINK DOTS, трое суток музыкального паломничества можно было бы посчитать растраченными в пустую. А так, хоть что-то выделялось из промозгло-серой палитры фестивальных потуг на откровения. В этом нынешний фестиваль определённо похож на предшествующий, где ослепительная ATARAXIA своим появлением превратила остальные группы в бестолково снующие тени... Что будет в следующем году?


Внутренний скептик ворчит: "Ничего".


Егор Верюжский, 4 августа 2001 года

 

 

Photo gallery #1 from festival - bands 

Photo gallery #2 from festival - Goths and Castle of Bolkow

 

Ukrainian Gothic Portal (c) 2001