header04 forumhead02 forumhead03 logo

Главная | Сделать домашней | Добавить в избранное
Поиск по сайту   Расширенный поиск »
        
Разделы

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Рассылка
Подписаться на рассылку:

Опрос
Что нового не хватает порталу для того, чтобы стать более удобным и интересным?
Много новых материалов
Интеграции с социальными сетями
Новий дизайн и структура
Новых посетителей и коментаторов
Меня все устраивает, ничего менять не надо
Результаты
Все опросы



email Отправить другу | print Версия для печати | comment Комментарии (2 добавлено)

Густав Майринк "Зеленый лик"

Kamila Nazirova on Авуст 05, 2008

 Неподалеку от Мюнхена, в маленьком городке Штарнберг находится могила одного из самых загадочных писателей на рубеже XIX-XX веков, чье литературное наследие до сих пор пленит умы настоящих ценителей мистики и оккультной прозы. На его надгробии на городском кладбище высечено всего лишь одно слово «VIVO», что означает - «Я живу», буквы образуют крест....Задолго до своей кончины подобное надгробие было описано им в одном из романов, «Vivo-я живу, какая странная надпись для надгробия!». Густав Майринк (1868-1932) был внебрачным сыном барона Карла Ванбюлера фон унд цу Хемминген и известной на то время актрисы Марии Вильгемины Адельхайд Майер. Его жизнь пронизана чредой мистических совпадений, они, по сути, образуют некоторую невидимую канву, которая незримыми нитями опутывает и связывает жизнь Майринка с его творчеством. Например, в романе «Ангел западного окна», одном из его последних произведений, прослеживается четкое описание условий кончины писателя, в романе «Голем», студент Харузек совершает самоубийство, вскрыв себе вены и опустив руки в ямы, вырытые в земле, которое впоследствии совершил и сын Густава Майринка. Перст рока давлел над судьбою писателя. В письме своему другу О.Норбейту он писал о трагической кончине своего сына «Я только спрашиваю себя: как мог я тогда, когда писал этот роман , знать, что такое бывает?». В истории немецкой литературы Майринку принадлежит особая роль, именно она в свое время привлекла внимание читателей к такому явлению как «пражская школа». Всего лишь за несколько десятилетий эта школа подарила миру также прозу Франца Кафки, Лео Перутца, Райнера Марии Рильке, Франца Верфеля и многих других авторов. Произведения Майринка гармонично сочетают в себе черты, свойственные натурализму, так называемому «черному романтизму», экспрессионизму.

 Произведение, которое хотелось бы представить вашему вниманию — второй по счету роман Густава Майринка, в основу легло старинное предание об Агасфере, впервые записанное в XIII веке и своеобразно, почти до неузнаваемости, переработанное писателем. К легенде об Агасфере, или Вечном Жиде, обращались многие известные писатели, наверное, все мы читали поэму Жуковского. По преданию, Вечный Жид погонял ударами хлыста несущего крест Иисуса, и посему вынужден извечно скитаться в земном мире. Именно вокруг того легендарного образа и выстраивается вся канва повествования. Мы видим как жизненные перипетии главных героев образуют некий круг, в центре которого заключен Агасфер, попеременно оказывающий влияние на всех участников повествования, и его зримое или незримое присутствие ощущается читателем в каждой сцене. Примечательно то, что действие происходит не в Праге, любимом городе Майринка, в котором он и прожил большую часть своей жизни, а в Амстердаме. Действие происходит во время Первой мировой войны, видимо, выбор автора пал на этот город исключительно из-за его «политической нейтральности», но мы можем угадать в очертаниях Амстердама, знакомые описания «Майринковской Праги». Четко видна параллель между двумя романами Майринка - «Зеленым ликом» и «Големом», два древних предания, символические обозначения, и Голем, и Агасфер символизируют массовую душу и коллективный грех соответственно. И в том и в другом случае образы соотносятся со всем человечеством, с вечными страданиями людей, замкнутых в круг земной жизни. Оба романа отображают последовательный процесс инициации главного героя — его прохождение сквозь призму земного страдания и переход в высшие сферы вне пространства и времени. Фортунат Хаубериссер, инженер, и его возлюбленная Ева, главные герои повествования, соприкасаются с миром сверхъестественного в снах, благодаря видениям и встречам с различными людьми. Фортунат всего лишь раз видел Еву в рамках земного пространства, в первый и последний раз это предчувствие не обмануло его, - она бесследно исчезла. Обессиленный, отчаявшийся, он внезапно понимает что может быть в двух мирах одновременно, в этом ему помогает некая книга, которая попадает в руки Фортунату загадочным образом. Теперь он переходит на качественно новый уровень, параллельно происходят также некие события, которые в полной мере отражают внутренние глубинные переживания главных героев , которые впоследствии становятся гражданами двух миров «посюстороннего и потустороннего». “ Ты вообразил, что, если ее тело бездыханно, - ей уже не воскреснуть? Она-то жива, это ты пока еще мертв. Кто однажды был воистину живым, как она, уже никогда не умрет. А мертвец, такой как ты – сейчас может ожить.” - говорит Агасфер Фортунату, который смотрит на бездыханное тело своей возлюбленной, тем самым, приоткрывая для него завесу в тот мир, где Ева нашла свое пристанище. Автор сосредотачивает внимание на духовной реализации главных героев, создание паралелльных сюжетов происходит лишь для того чтобы оттенить основную линию. Процесс постоянного смещения акцентов, описанию различных миров и оккультных практик, привел писателя к созданию жанра фантастического романа. Постепенно, играя с сознанием читателя — Майринк делает реальный для нас мир некоим фантомом, при том все более и более углубляясь в природу человеческого сознания. Поэтому не всегда романы его воспринимаются читателями с легкостью, иногда практически невозможно отличить те события, которые происходят в нашем мире, и те, что происходят внутри хитросплетений и лабиринтов сознания самого героя. Эти изменения уже касаются непосредственно поздних романов писателя.

В романе «Зеленый лик» как и в других романах Густава Майринка, вы не найдете четких ответов на вопросы и ясных, точных формулировок, старинная легенда, путешествуя внутри вашего «Я» , возможно, коснется самых сокровенных, скрытых пеленой мрака и от вас самих чувств и ощущений, и породит тот мистический экстаз, который обычно в нас рождает оккультная проза.

Данный роман, как впрочем и «Голем» заставили меня обратиться к книгам по оккультизму, ибо мне хотелось как можно глубже разобраться в том «потоке» который подобно ушату холодной воды вылился на меня со страниц романа. Его невозможно воспринимать одинаково, и, при каждом новом прочтении, чувствуется как некая сеть опутывает то, что называется условно «здравым смыслом», и позволяет по-новому взглянуть на тех людей, которые нас окружают.

 



8555 раз прочтено

Оцените содержание статьи?

1 2 3 4 5 Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00 (всего 20 голосов)
comment Комментарии (2 добавлено)
  • image Если бы рецензия плавно переходила в текст самой книги - пожалуй так и не смог бы оторваться, пока не прочел все!
    (Опубликовано Green Lord)
  • image Отличная рецензия и очень граматно подобраны иллюстрации! Молодец!
    (Опубликовано Cothurnatus)
Популярные (за день)
Комментируемые
Рекомендуемые
Команда УГП
image

Angelus Flash


Correspondent