header04 forumhead02 forumhead03 logo

Главная | Сделать домашней | Добавить в избранное
Поиск по сайту   Расширенный поиск »
        
Разделы

Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Рассылка
Подписаться на рассылку:

Опрос
Что нового не хватает порталу для того, чтобы стать более удобным и интересным?
Много новых материалов
Интеграции с социальными сетями
Новий дизайн и структура
Новых посетителей и коментаторов
Меня все устраивает, ничего менять не надо
Результаты
Все опросы



email Отправить другу | print Версия для печати | comment Комментарии (0 добавлено)

Фильмо-сказки Дарио Ардженто

Iryna Sebastiana on Июль 30, 2013

Роль страха в нашем существовании занимает одну их главных ниш. Говорят, страх человеку необходим. Но с другой стороны, опять же таки, говорят, что страх, случается, отравляет человеку жизнь. Страх испытывает, страх обучает человека..

В мировой культуре существует великое множество леденящих душу поучительных сказаний и легенд, передающихся человеком испокон веков из уст в уста.
Итальянский режиссер Дарио Ардженто в детстве очень любил сказки братьев Гримм и  Ганса Кристиана Андерсена. А так же, как он сам не единожды заявлял в своих интервью, являлся почитателем Эдгара Аллана По и Говарда Ф.Лавкрафта. Из всех жанров в кинематографе Дарио Ардженто избрал довольно таки двусмысленный жанр-  фильмы ужасов, так называемые "ужастики".И сумел, как уже показало время, обрести на основе этого жанра свой неповторимый стиль, а также вдохновить и увлечь за собой многих последователей.
Рассматривая череду удач (и меньших удач) в режиссерском ремесле нетривиального итальянца, нужно помнить, что Дарио Ардженто,в большей мере относится к независимому кинематографу, а сам по себе принадлежит к свободным художникам. А какой свободный художник стремится понравиться публике, пускай и самой уважаемой и любимой?
 Дарио Ардженто-режиссер и сказочник по призванию, талантливый рассказчик, сценарист и просто обладатель отменного художественного вкуса. Он самозабвенно и с азартом рассказывает нам свои жуткие, на первый взгляд, и почти всегда поучительные, киноистории.

Пожалуй, наиболее полюбились зрителю по всему миру истории о Трех Матерях.  Три фильма из Трилогии о Трех Матерях сняты режиссером в разные годы, в разных городах мира и имевших переменный успех (а кажется, нет ничего переменчивей успеха свойственного его фильмам. лично я полностью уверена, что в скором времени фильмы Дарио Ардженто будут изучать не только занудные студенты режиссерских факультетов, но и исследователи других искусств и веселых наук массовой культуры, в частности и культурологии).  Итак, Три Матери являющую зловещую Триаду: Мать Вздохов(Mater Suspiriorum) обретающаяся в немецком городе Фрайбург, Мать Сумерек(Mater Tenebrarum) поселившаяся в Нью-Йорке и Мать Слез(Mater Lachrymarum),избравшая своим пристанищем Вечный город-Рим...
Для Матери Вздохов наш Мастер создал свой первый фильм трилогии-"Суспирия" с очаровательной Джессикой Харпер в главной роли. Сюжет фильма  довольно прост: молодая американка Сюзи Бэннион отправляется в Германию в частную балетную школу совершенствовать свое ремесло классической танцовщицы. И с первых же минут по прибытии Сюзи становится свидетельницей череды странных и жутких событий... Помимо Сюзи одним их главных персонажей фильма можно посчитать и здание школы. Haus zum Walfisch- равнодушный наблюдатель развернувшихся преступлений. События фильма разворачиваются посреди причудливых интерьеров, как будто бы поглощающих все живое и человеческое...Под завораживающее слух музыкальное сопровождение Клаудио Симонетти и его группы Goblin мы становимся свидетелями изобретательных убийств и заговоров. Словно бы хищный цветок, заманивающий в свои недра влекомых  лакомых аромата насекомых- именно так неумолимо поглощает Зло в здании школы своих нерадивых воспитанников. Но все же источник Зла пока нераспознаваем.
Первым делом подозрения вызывает немногочисленная мужская часть находящаяся при школе. Кто же злодей? Незрячий концертмейстер? А может быть это прекрасный и обходительный, словно принц, но обнищавший студент? Или же жестокий убийца это выступающий в роли несуразного порождения природы немой дворецкий? Уж кого кого, а его априори можно было бы обвинить во всех семи смертных грехах. Но вдруг злодеем может даже оказаться странный мальчик-племянник директрисы, больше похожий на гротеск пажа с его старомодными костюмом и манерами так несвойственными 12тилетнему мальчишке...
Не зря говорят: у Зла много обличий. И его противником всегда станет тот, кто распознает его истинное лицо и только за сим сможет победить. Но как можно увидеть чужое обличие не осознав своего?
Именно все эти обличия и предстало разгадать Сюзи Бэннион в первом фильме трилогии-"Суспирия".

Второй фильм -"Инферно" (итал. Inferno) повествует от имени разных героев историю о Второй Матери - Матери Сумерек.
Нью-йоркская поэтесса - Роуз Элиот становится обреченной на гибель расследователем приоткрывшейся Тайны, Тайны которую она узнает из книги некоего архитектора Варелли, приобретенной в лавке антиквара Казаняна. С первых же страниц книги-дневника, Роуз узнает, что является одной из жильцов поселившихся в доме построенным тем самым Варелли специально для Матери Сумерек. Ощутив угрозу для себя, она составляет и сразу же отправляет, письмо адресованное  брату Марку в Рим, студенту изучающему музыку. Но механизм потревоженного Зла уже приведен в
исполнение и нарушителям покоя Матери Сумерек придется ответить за свое любопытство и даже расстояние в половину земного шара не станет преградой...
 Фильм вышел в прокат 7 февраля 1980 года, но стал культовым только спустя два десятилетия. Может быть похожая участь ожидает и третий фильм о Матерях?


Фильм "Матерь слез" (итал. La Terza madre) вышел в прокат в 2007м предварительно будучи заявлен в Каннах(60й каннский кинофестиваль) и тем самым обречен на растерзание критиками.
"Матерь слез" фильм американо-итальянского производства, снятый в манере современного кино - ужастика, подчас словно бы пародируя хоррор в его не самых лучших образчиках. Почему Дарио Аржденто именно так снял свою Матерь Слез понять сложно. Тем не менее в фильме сохранен почерк Мастера (можно предположить, что этому почерку просто не нравилось то, что предстояло написать?) Как известно, процесс киносоздания  в Европе всецело авторский, в то время как в Америке над созданием фильма трудится целый штат рабочих из мира киноиндустрии. Нет ничего удивительного, что из таких противоречивых киношных союзов в итоге получаются такие же противоречивые кинопродукты.
По сюжету сотрудница римского античного музея Сара  (Азия Ардженто) повторяет судьбу мифической Пандоры открывшей злополучный ларец, тем самым она становится виновницей объявшего Рим безумия и ведьмовского исступления не сулящего ничего хорошего ни для кого. Час за часом Рим погружается во тьму и казалось бы спасения уже неоткуда ждать.
Финал фильма поражает своим размахом и гротеском в духе старинных рисунков о ведьмовских шабашах. Фильм также полон различной символики. Вообще какой бы фильм Дарио Ардженто не выбрать,а в каждом из них присутствует множество символики, подчас алхимического толка, как в заключительных сценах "Суспирии"(Сюзи Бэннион вооружается пером павлина- птицы символизирующей в алхимии преображение, а также победу света над тьмой),или же попросту профанического, то бишь понятного каждому, как то символ и значение полной Луны и Луны в затмении, символизм темного леса, спуска по лестнице вниз и многого такого прочего. В своем кинематографическом языке, если можно так сказать, Дарио Ардженто использует в равной степени и стихию воды (дождь, река, пруд, канавы, затопленная водой комната..) и стихию огня. Особая роль отведена и ветру. Каждый раз ветер выступает предвестником зла находящегося где-то поблизости. Также в фильмах немало и аллюзий на европейский фольклор и сказки. Так, к примеру, молодой Марк Элиот, чем-то напоминает юношу из сказки "Гензель и Гретель":попав в ловушку - в дом Матери Сумерек, он сам того не подозревая становится невольником с незавидной участью, но в конце таки убегает от Смерти (одна из ипостасей Матери Сумерек). В начале же фильма он попадает под гипноз незнакомки с кошкой на руках, что само собой напоминает о известной всем нам сказке про кота-баюна:"Пойди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что". И совсем вскоре Марку Элиоту придется таки отправиться на другой конец земли в самое ведьмовское логово. Для фильма "Суспирия" сказка о Белоснежке выступила вообще главным шаблоном...

Следует также отметить особую роль, которую Дарио Ардженто отводит в своих фильмах животным. Животные, как молчаливые свидетели (овчарка-поводырь, птица в клетке),а иногда животные-помощники и животные-вредители (обезьянка из "Матери слез", крысы и кошки из "Инферно"). Иногда животное просто недвусмысленно указывает на опасность, как это было в "Инферно":ящерица пожирающая бабочку. Или же размножившиеся стихийно черви на чердаке балетной школы – как своеобразное предостережение, что укрытие дома вовсе не представляется надежным...В конце концов в свое время Дарио Ардженто снял отдельный фильм о насекомых раскрывающих целую историю преступлений - <<Необъяснимые явления>> (итал. Phenomena) с юной Дженнифер Коннелли в главной роли. И уж если речь зашла о характерных чертах фильмов Ардженто, следует упомянуть и о том особом отношении Мастера к женственности своих героинь. Во всех трех фильмах, как, собственно говоря, и во всем творчестве, Дарио Ардженто в отношении своих героинь выступает представителем так называемого "синдрома Стендаля"*. Пожалуй, в чем-то даже режиссер подобен библейской Саломее потребовавшей голову Иоанна, бывшей не в силах вынести его совершенства. Словом, актрис Дарио Ардженто всегда выбирал и выбирает самых хорошеньких из представительниц рода человеческого. Они прекрасны и изящны, пытливы и живучи, словно кошки. Но не многим героиням
его фильмов предстоит выжить, как правило их ожидает участь цветов равнодушно срезанных твердой рукой садовника и брошенных безжизненными просто под ноги."All beauty must die" (с). Но! Исключением всегда выступают главные героини его киносказок. Каждый раз они из обреченных и загнанных жертв, оказавшихся в ловушке искусно расставленной Злом, перерастают в умных и ловких противниц. Изначально от них сокрыто многое и в первую очередь от них(и о них!)же самых. До поры до времени...По ходу развития сюжета каждая из девушек начинала разведывать сокрытое, постепенно становясь сведущей и ведающей, вплоть до того, что узнавала свою истинную природу-природу могущественной ведьмы.
Таким образом, выпавшее на долю главных героинь зло становилось лишь инициатором их сил...
Вообще каждый фильм Дарио Ардженто заканчивается, как и любая сказка, поучительным наставлением - моралите. И мораль сих фильмов такова, что не нужно убегать от страха, а нужно взглянуть своему страху в глаза. А после уже можно и рассмеяться, как делают все герои фильмов по окончанию выпавших им злополучий.
Как ни парадоксально, но Зло легко победить, если проявить смешливость и смекалку. Нужно попросту говоря, сломать шаблон: предложить свою игру и свой вариант развития событий. По крайней мере, именно так все и происходит в сказках и фильмах итальянского Мастера Ужасов Дарио Ардженто.

*Синдром Стендаля -- психосоматическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями. Данная симптоматика проявляется, когда человек находится под воздействием произведений искусства, поэтому нередко синдром возникает в месте их сосредоточения -- музеях, картинных галереях. Симптомы могут вызвать не
только предметы искусства, но и чрезмерная красота природы: природных явлений, животных, невероятно красивых мужчин или женщин.



1569 раз прочтено

Оцените содержание статьи?

1 2 3 4 5 Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00 (всего 9 голосов)
comment Комментарии (0 добавлено)
Популярные (за день)
Комментируемые
Рекомендуемые
Команда УГП
image

Кирилл Ересов


GOTHIC.COM.UA photographer